Памятник истории регионального значения «Здание краеведческого музея – первого на Северном Кавказе.1873 г., арх. П. Никифоров»
Адрес: г. Ставрополь, ул. Дзержинского, 135
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве расположен в историческом центре города Ставрополя в здании бывших торговых рядов, построенных в 1873 г. по проекту архитектора П.К. Никифорова. Датой основания музея считается 24 февраля 1905 г., когда он был учрежден губернским статистическим комитетом как музей Северного Кавказа краеведческого профиля. Региональный статус определялся исторической ролью губернии на Юге России, – долгое время Ставрополье было центром Северного Кавказа. Инициатором создания музея выступал присяжный поверенный, известный общественный деятель, ревнитель старины Григорий Николаевич Прозрителев (1849-1933).
Являясь структурным подразделением Ставропольского губернского статистического комитета, музей функционировал в тесной связи со Ставропольской учётной архивной комиссией. К началу Первой мировой войны коллекции музея Северного Кавказа насчитывали более 10 тысяч единиц хранения. При музее существовала научная библиотека, составлявшая к 1914 году 1710 томов книг по краеведению и истории. Экспозиция включала в себя исторический и природоведческий разделы. В первом была представлена древняя и средневековая история региона, материалы Кавказской войны и времени освоения Северного Кавказа. Наиболее интересными и познавательными были этнографические комплексы, реконструирующие элементы и быт народов, населявших северокавказский регион. Особую ценность представляла коллекция кавказского оружия, в основе которой было собрание, подаренное музею Г.Н. Прозрителевым. В естественно-исторической части демонстрировались палеонтологические находки, чучела животных, образцы минералов и растительного мира; выделялся на этом фоне сельскохозяйственный раздел. На базе музея велась активная исследовательская и научно-просветительская деятельность.
Параллельно и одновременно с губернским краеведческим музеем был основан городской музей учебных наглядных пособий. Инициатором его создания выступил нотариус, общественный деятель, гласный городской думы Г.К. Праве. В 1904 году Г.К. Праве предложил передать в собственность города свою коллекцию по всем отраслям естествознания и библиотеку, которые он собирал более двадцати лет.
В 1927 г. музей Северного Кавказа и городской музей были слиты в одно учреждение, расположившееся в здании бывших торговых рядов, где музей находится и поныне.
В 1962 г. на основе художественного отдела музея учреждается краевой музей изобразительных искусств. В состав Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве входят также картинная галерея пейзажей заслуженного художника России Павла Моисеевича Гречишкина, отдел истории казачества в Ставропольском краевом казачьем центре, музей-усадьба художника-академиста В. И. Смирнова с мемориалом К. Л. Хетагурова и уникальный археологический и природный музей-заповедник. «Татарское городище».
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Хотя, официально датой основания музея считается 24 февраля 1905 г., когда он был учрежден губернским статистическим комитетом как музей Северного Кавказа краеведческого профиля, однако первое упоминание в литературе о музее в Ставрополе, было сделано, наверное, в очерке Николая Ильича Воронова (1832–1888), опубликованном в мае 1858 года в газете «Одесский вестник» в серии «Дорожные заметки на разных путях Южной России»:
«Недавно состоялось в Ставрополе (с 23 апреля 1856 г.) еще одно учреждение, по характеру своему несколько подходящее к публичной его библиотеке. Это — местный музей. Целью его предположено, чтобы он был постоянной выставкой, на которой в немногих образцах представлялось бы все, что край имеет наиболее замечательного, чтоб при обозрении музея можно было получить понятие о собственных богатствах края, о состоянии в нем всякого рода промышленности, о населении, его составляющем, о замечательных в нем остатках древностей. Таким образом музей представляет 4 отдела: 1) естественные предметы края, 2) предметы разного рода промышленности , 3) предметы этнографические и 4) археологические. Округ, представителем которого назначается музей, составит весь край кавказский по эту сторону Кавказских гор. Мысль об основании музея и заботы о нем принадлежит также Волоцкому; помещается он в доме городской думы, одном из лучших по наружности домов Ставрополя. Пока собрано сюда еще мало предметов: есть коллекция ставропольских строительных камней в разных видах отделки, коллекция глин и песков для кирпично - кафельного производства, коллекция минералов, руд и шлихов Алагирского горного завода, коллекция окаменелостей; из предметов растительного царства собраны деревья, произрастающие в лесах Ставропольской губернии, неполный гербарий флоры ставропольской, пятигорской и кисловодской; из предметов царства животного есть несколько чучел местных животных и собрание насекомых; из предметов туземной промышленности собраны предметы сельского хозяйства около Кизляра, в числе их в разных формах обделки есть марена и сарачинское пшено, кожевенный товар местной выделки и т.п; по отделу археологическому собрано несколько камней с надписями из маджарских развалин, несколько монет и мелких вещей, находимых в степных курганах. Все же собрание предметов, без сомнения, служит не музеем, но только началом его, которому нельзя не пожелать дальнейших успехов. К сожалению, средства его, долженствующие состоять из добровольных приношений тех, кого интересует общеполезное дело, самые ничтожные, сумм у него нет никаких, а держится он единственно участием немногих своих учредителей…».
Прелюбопытно сообщил о посещении музея, в своем дневнике «Излучения», немецкий писатель Эрнст Юнгер (1895-1998), увлёкшийся идеями национал-социализма и, волей судьбы, побывавший здесь во время оккупации Ставрополя (тогда Ворошиловска):
«Ворошиловск, 27 ноября 1942
Утром в городском музее, основанном еще в царское время и содержащем главным образом зоологическую коллекцию, пострадавшую от времени. Так, я увидел змей, выцветших на солнце, белыми чешуйчатыми спиралями обвивших сучья или высохших до состояния мумий в сосудах, откуда улетучился спирт. Тем не менее, судя по всему, экспонаты были расставлены по своим местам с любовью и желанием сделать это наглядно. Посетитель замечает это по едва уловимым признакам; так, мне бросилась в глаза надпись, указывающая на местный круг любителей: «Acta Societatis Entomologicae Stauropolitanae, 1926». Ставрополь — старое название Ворошиловска.
Среди чучел зверей я обратил внимание на пару двухголовых существ: козу и теленка. У козы уродство сформировалось в виде головы Януса, тогда как у теленка при двух мордах образовалось всего три глаза, причем третий, как у Полифема, находился на лбу. Это слияние было совершено не без известной доли элегантности и производило впечатление обдуманной комбинации, скорей мифологического, нежели зоологического толка.
Это, между прочим, было бы интересной задачей как для естествоиспытателя, так и для гуманитария — разработать тему «двухголовости». Вероятно, пришлось бы признать, что явление это подчиняется низшим, не касающимся ни вегетативного, ни демонического отделам жизни. Ожидаемые преимущества, вроде некоей стереоскопической духовности или уникальной возможности разговаривать с самим собой, уже приданы нам более простым и гениальным способом — двудольным строением нашего мозга. Сиамские близнецы не были слитным существом, они были прикованы друг к другу.
Несмотря на ранний час, я увидел какое-то количество разглядывающих витрины посетителей. Я наблюдал за двумя по-крестьянски одетыми женщинами, обсуждавшими экспонаты, из коих некоторые казались им особенно достойными восхищения, как, например, красно-розовая, ощетинившаяся длинными иглами раковина…»
Живым языком об истории создания палеонтологической коллекции музея поведал Григорий Николаевич Прозрителев («Музей Северного Кавказа»). Гуляя в окрестностях Татарки, после обрушения оврага, он нашёл кости слона. Примерно тогда же в Ставрополе рабочие на стройке случайно обнаружили скелет неизвестного ископаемого животного, как позже выяснилось – тюленя. К сожалению, строители большую часть их растащили по домам. Желающим узнать подробности, предлагаем обратиться к первоисточнику, который доступен зарегистрированным пользователям в электронной библиотеке Лермонтовки. Там же можно ознакомиться и с другими трудами Г.Н. Прозрителева. На YouTube очень интересно о ставропольских слонах рассказывает научный сотрудник музея Вера Геннадьевна Данилевич, чьё произведение «Стриж в большом городе» получило высокую оценку на городском литературном конкурсе, и было опубликовано в сборнике, посвящённом 240-летию г. Ставрополя.
У музея большая связь с литературой и печатным словом. В цитадели краеведения работал замечательный ставропольский краевед и историк, член Союза писателей России Герман Алексеевич Беликов. Более 27 лет музеем руководил Вениамин Вениаминович Госданкер, автор работ освещающих прошлое Ставрополя. В настоящее время музей возглавляет историк Николай Анатольевич Охонько. Более 30 лет он служит науке на посту директора Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Многочисленные труды и изыскания этих авторов обогатили краеведческую литературу и послужили вдохновением и опорой для данного электронного ресурса.
Список источников :