Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Женское епархиальное училище, 2-я половина XIX в.».
Адрес: г. Ставрополь, пер. Зоотехнический, 12
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1875 году по инициативе епископа Кавказского и Екатеринодарского Германа, по указу Святейшего Правительственного Синода и с соизволения императора Александра II в Ставрополе было открыто епархиальное женское училище.
Училище, где могли обучаться девочки разных сословий, давало как среднеобразовательные знания, приближенные к курсу женских гимназий России, так и духовно-нравственное воспитание. Имело место музыкально-хоровое обучение, в ходе которого воспитанницы овладевали игрой на различных инструментах, познавали основы не только церковного, но и народного, а также классического светского пения. Конечной целью училища был выпуск учительниц для церковно-приходских школ и церковных регентш.
Первоначально под первое на Кавказе среднее женское духовное учебное заведение был арендован двухэтажный дом купца Ивана Ртищева на Гимназической улице. Сегодня на этом месте, по ул. Морозова, 6, находится стоматологическая поликлиника медицинской академии. Арендуемое строение было несколько перестроено подрядчиком Милосердовым по проекту епархиального архитектора Абакумова. В том числе была устроена домовая церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
В 1887 году по проекту известного ставропольского архитектора Федора Карловича Кнорре на северо-восточной стороне Софиевской площади было возведено собтвенное здание Кавказского епархиального женского училища. Это неординарное трехэтажное здание из шлифованного камня-ракушечника, выходящее фасадом на Невинномысскую улицу (сегодня — ул. Мира), стало особым явлением в губернском центре. На его третьем этаже в большом зале, полном солнечного света, обосновалась домовая церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, переименованная в 1896 году в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Строение уже скоро стало тесным для трехсот воспитанниц и преподавателей училища. В 1908 году инженер и архитектор Григорий Кусков предлагает проект расширения здания. Не менее маститый архитектор Андриан Петрович Булыгин предложил свой проект. Именно этот проект расширения здания за счет пристройки по Митрофановскому (сегодня — Зоотехническому) переулку и был одобрен специальной епархиальной комиссией.
В 1910 году началось строительство трехэтажной пристройки, в значительной мере повторяющей фасадный рисунок первого строения. Стройка продолжалась более пяти лет. Вновь построенное здание с двумя парадными входами являло собой образец градостроения, став наиболее величественным в Ставрополе. В нижнем этаже располагалась духовная библиотека, помещения для преподавателей и духовных наставников, начальницы училища. Широкая парадная лестница из пятигорских плит кремнистого известняка с чугунными, окрашенными под бронзу перилами и ясеневыми полированными поручнями вела на второй этаж со сводчатыми коридорами и многочисленными классными комнатами, гимнастическим, музыкальным и актовым залами. Третий этаж, куда можно было попасть как по нескольким каменным лестницам, так и с помощью первого в городе электрического лифта завода «Альфред Гутман и К°», занимали спальные комнаты для 500 воспитанниц. Все здание в зимнее время обогревалось с помощью калориферов фирмы «К. Зигель» с батареями системы О. Креля. Во дворе находилась центральная котельная с паровыми машинами из Германии — паровой кухней и столовой, паровой баней и прачечной, теплицей и цветочной оранжереей. В усадьбе училища имелись: двухэтажная каменная больница, гараж, конюшня с каретным сараем и прочие службы. Общая стоимость всех строений превышала 500 000 рублей серебром.
В 1915 году по проекту Григория Кускова строительным подрядчиком Гордеевым при участии А. Булыгина перестраивается домовая церковь. В ней был поднят потолок, устроен величественный купол с венчающим его вызолоченным крестом. Перед этим мастером Дундукиным был перезолочен иконостас с более чем тридцатью иконами, Царские врата и все киоты с иконами, в том числе пожертвованные известным благотворителем почетным гражданином Ставрополя Александром Федоровичем Нестеровым.
Домовую церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освященную в 1899 г. архиепископом Агафадором, посещали не только воспитанницы училища, прочих женских гимназий и училищ, но и все духовные и светские особы, приезжавшие в губернский центр.
После закрытия епархиального училища в советские годы здание временно занималось различными организациями и учреждениями. В течение ряда десятилетий в здании бывшего училища размещается Ставропольская сельскохозяйственная академия.
Беликов, Г. А. Облик старого Ставрополя. Книга II [Текст] / Г. А. Беликов, С. Н. Савенко. – Ставрополь : Снег, 2007. – С. 91–95.
P.S. В очерке «Северный Кавказ» Илья Дмитриевич Сургучёв упоминает:
«Гимназистки были прехорошенькие, но епархиалки имели свои персональные достоинства».
Аттестат воспитанницы Кавказского епархиального женского училища А.В. Кедровой, от 26 июня 1882 года хранится в государственном архиве Ставропольского края. Ф.77, оп.1, д.247, л.3. Рассмотрев аттестат, можно увидеть какие именно предметы изучались и были актуальны в этом учебном учреждении. Русский язык и словесность - в тройке первых.
В Национальной электронной библиотеке можно познакомиться со «Справочником по Ставропольской епархии», составленным священником Н.Т. Михайловым и изданным в Екатеринодаре в 1911 г. Автор очень нелицеприятно отзывается о городе Ставрополе, называя его настоящим захолустьем с одноэтажной застройкой, «мертвенными и сонными улицами», «пустынными площадями». Вместе с тем, он, наряду с прекрасными садами и рощами обращает внимание на несколько зданий, в числе которых упоминает здание епархиального женского училища:
«Хороши также здания духовной семинарии, епархиального женского училища, городской думы, губернаторский дворец».
Здание упомянуто в монографии Клары Эрновны Штайн «Небо. Солнце. Земля: традиционная символика дома в городской среде Ставропольского края» (2016), где рассматривается кровная связь человека как микрокосма, его культуры с макрокосмом. Особняк, построенный из камня-ракушечника, рассматривается сквозь призму его родства с древним Сарматским морем, дно которого послужило основанием Ставрополя. В тексте есть ссылка на ставропольского исследователя и поэта Василия Леонидовича Гаазова, который в книге «Путешествие по ожерелью Северного Кавказа» (2004) в главе «Известняк-ракушечник — поэзия моря» широко охватывает историю, показывает связь мира реального с миром духовным: «Приостановитесь, погладьте рукой шершавую поверхность этой горной породы, состоящей из перетертых волнами прибоя раковин. Задумайтесь над поворотом колеса времени. Только человеческому уму под силу постичь эти процессы мироздания…
…Ковер из жизни на ковре из смерти —
Не в этом смысл бытия?..
Ставропольцы — это дети Сармата. С самого рождения гулкое эхо сарматских волн глубоко проникает в их подсознание, становится неотъемлемой частью бытия».
Найдите время и задумайтесь над предложенной девственной идеей о подсознательном влиянии на внутренний мир ставропольцев: дети Сармата в настоящем времени, хоть и не видят Сарматского моря, но продолжают сосуществовать рядом с его древними окаменевшими обитателями. Всем любителям психологии бессознательного – рекомендуется.
Здесь преподавал пение Василий Дмитриевич Беневский, автор музыки к песне-гимну «Плещут холодные волны», которая посвящалась подвигу моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Кто не слышал эти возвышенные строки:
«Плещут холодные волны,
Бьются о берег морской...
Носятся чайки над морем,
Крики их полны тоской...»
Но мало кто знает, что музыка Беневского, является составляющей фантастического мира писателя, философа и гуманиста – Ивана Ефремова (1908-1972), поскольку созданная им вселенная обладает теми же характеристиками, что и мир реальный – у неё есть и звуковой фон. Интересно и то, что реальная музыка соседствует в нем с фантастической. Причём музыкальная составляющая, прочно переплетена с поэтической, поскольку персонажи в произведениях писателя именно напевают. (Агапитова, Е. К. Фантастический мир Ефремова: проблематика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук / Е. К. Агапитова. - Вологда, 2017. - 24 с.). Автор научной работы не упоминает имени Беневского, однако «холодные волны» легко поддаются идентификации. Приведу фрагмент из романа «Лезвие бритвы»:
«Ну бог с ними, скажите лучше, какая ваша утешительная песня? – Гирин вдруг по-мальчишески сконфузился.
– Моя «боевая»? С ней я всегда переживаю невзгоды и обиды. Но, пожалуй, вы будете смеяться, если я скажу, что это «Варяг». Не та, где якоря поднимают, а та, где плещут холодные волны. Вот! «Сбита высокая мачта, броня пробита на нем, борется стойко команда с морем, врагом и огнем!» – Баритон Гирина загремел на всю комнату, так что Сима вздрогнула».
И далее главный герой романа – врач и психофизиолог Иван Родионович Гирин поясняет, что песня эта психологически поддерживает его в трудные минуты. Кстати, прототипом Гирина был профессор, анатом и палеонтолог Алексей Петрович Быстров (1899-1959), чьи работы до сих пор цитируют ученые всего мира. Быстров был автором стихов, правда, эта грань его созидательной деятельности почти неизвестна.
Обширно творческое наследие композитора Беневского, помимо двух детских опер «Красный цветочек» и «Сказ о граде «Леденец» им написаны музыкальные сборники «Гудочки», «Школьный друг», «1812-й в народной песне», «Рождественская звезда», труд «Метод обучения нотной грамоте и пению в народной школе», пользовавшийся популярностью в России начала XIX века. Наконец, в 1921 году Василием Дмитриевичем Беневским был записано и обработано свыше семидесяти калмыцких песен и танцев, с которыми он познакомился во время своих поездок по степям Калмыкии. Отказавшись от платы за проделанную работу, он писал: «Пусть это будет моим скромным подарком народу Калмыкии...». Источник – 48 выпуск альманаха «Памятники Отечества» за 2002 год «Вся Россия. Земля Ставропольская».
Список источников: