Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Жилой дом, 1831 г.»
Адрес: г. Ставрополь, проспект К. Маркса, 45
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Дом был построен по заказу и на средства купцов Венециановых, которые поселились в Ставрополе в начале XIX века и занимались торговлей. Здесь размещалась торговая лавка с галантереей, позже надстроили второй этаж. Украшен он был кирпичным фасадным рисунком.
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Дом, расположенный у пересечения Казачьей и Николаевского проспекта, подробно описан в книге журналиста и писателя Николая Фёдоровича Блохина. Купцы Венециановы, обосновавшиеся в Ставрополе в начале ХIХ века, успешной торговлей нажили немалые капиталы, позволившие построить красивую усадьбу и разбить сад. Им принадлежали также лавки на городском базаре. На этом же усадебном месте был расположен их основной дом, обращенный к 1-й Станичной, который не сохранился. Современное здание, обращенное фасадом на Николаевский проспект, было построено в 1831 году.
В 1829 году к Павлу Гавриловичу Венецианову из Москвы приехал его двоюродный брат Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847) – отец русской бытовой живописи, создавший целую галерею образов великого русского народа. Своим искусством Алексей Гаврилович Венецианов, посеял первые зерна бытового реализма, захватившие позднее, в 60-е годы ХIХ века, живопись России.
Большинство публики того времени смотрело на искусство сквозь призму Академии художеств, основанной в Петербурге в 1757-ом году, при Елизавете, в подражание западно-европейским академиям, главным образом итальянским и французским. То направление, которое она создала в русском искусстве, господствовало почти сто лет. По существу это направление было ложноклассическое. Литература уже сбросила оковы ложноклассицизма, а в живописи оно было в полном расцвете, так как обыкновенно живопись в России идет за литературой, значительно отставая от неё. Приверженцы Академии считали унизительным для искусства брать сюжеты из повседневной жизни, изображать простых, обыкновенных людей. Как и ложноклассики в литературе, они изображали лишь события из Библии и классической мифологии, где действующими лицами являются боги, цари и герои. При том, когда им, нужно было написать солнце, воздух, деревья, даже человеческие фигуры, они обращались не к живой природе, а старались писать по образцу старых живописцев эпохи Возрождения и их позднейших иностранных последователей, а также по образцу классических статуй. Если академики иногда и писали картины из русской жизни, то сюжеты брали из истории, и в русских костюмах изображали тех же греческих героев и богов. Но наряду с академической школой, существовал целый ряд, художников, или совсем не учившихся в Академии, как Алексей Гаврилович Венецианов, или уклонившихся от неё во имя идеала жизненной правды и искренности, как это сделал, например, Кипренский. ІІроизведения Венецианова явились в свое время живым протестом против официального академического искусства.
В Ставрополе, Алексей Венецианов написал картины: «Дворник Прохор», «Старая няня в шлычке», «Сцена в саду», что подтверждено мемуарами «Мои записки» Николая Павловича Венецианова, племянника художника. Эти картины представлены в известных музеях России.
Николай Павлович Венецианов вспоминал: «Дядя Алеша нарисовал отцу на память большой образ на деревянной доске, пять святых – Марию Магдалину, Павла, Николая, Марфу, Михаила-Архангела, а на полотне он нарисовал в саду у нас группу: мамаша разливала чай, папа сидел в конце стола, братья Вася и Афанасий играли в траве с кошкой, дядя Павел сидел рядом с Алешей, дядя Володя сидел рядом с папой, я сидел рядом с мамой, а няня стояла и держала Олю на руках. Еще он нарисовал старую няню в шлычке и Прохора дворника, которого звали «растяпа». Прохора и нянин портрет дядя увез с собой в Москву».
На следующий год Венецианов вновь в Ставрополе. Как пишет наш замечательный краевед Герман Алексеевич Беликов, живописца можно было увидеть с мольбертом на городском базаре, у старого Варваринского кладбища, в Татарском ауле на Мутнянке, у Троицкого собора.
Именно здесь, на своем усадебном месте (сегодня это Карла Маркса, 45) Венециановы, на следующий год после визита своего знаменитого родственника, строят новый дом. В советское время дом Венециановых превратился в убогую коммуналку и лишился замковой башенки.
Печальная судьба сегодня у «замка Венециановых». Зданию требуется капитальный ремонт. Пожар уничтожил все внутренние пристройки, находящиеся во дворе, и затронул сам «замок».
Список источников: