Памятник истории регионального значения «Государственная историко-культурная заповедная территория «Крепостная гора», 1777 г.: Пожарная часть, середина XIX века»
Адрес: г. Ставрополь, ул. Суворова, 5
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Ставрополь в 1800 году, как писал краевед прошлого И. Бентковский, «за 70 рублей содержал 2 бочки и 4 пожарных лошади». Этого было мало для растущего города. В 1814 году местная инвалидная команда переводится в разряд пожарных города при городской полиции, и здесь же, в восточной части крепости, строится пожарный сарай и конюшня для пожарных лошадей. В 40-х годах ХIХ века на Крепостной горе началось строительство полицейского дома, где должна была разместиться и пожарная команда. Строительством руководил известный подрядчик Дмитрий Соннов. Помимо казармы для пожарных был возведен сарай для инструментов и конюшни. Была построена и колокольня. Все строения в целом именовали пожарным депо. В начале 60-х годов ХIХ столетия полицейское управление с пожарной частью перестраивают.
Город не жалел денег на содержание пожарной команды. Только в 1868 году на ремонтное содержание в г. Ставрополе пожарного инвентаря, будок и кордегардии, ковку и лечение пожарных лошадей израсходовано 250 рублей серебром. С устройством акционерным обществом «К. Зингель» нового водопровода от Холодного родника, с гидратами по всей линии, повысилась надежность борьбы с огнем. В 1907 году в Ставрополь пришло новое предписание Министерства внутренних дел «об устройстве в г. Ставрополе пожарной команды», с этого времени она вышла из подчинения городской полиции. Тогда же решением Императорского Российского пожарного общества на должность брандмейстера рекомендуется Г. Щербаков. Одновременно Думой вводится новая пожарная форма. В следующем 1908 году был полностью перестроен пожарный двор со всеми строениями и возведена новая каменная каланча со смотровой площадкой. В 1909 году в Ставрополе, помимо существующих, возникло отделение Российского Вольного страхового пожарного общества «Саламандра».
В советские 30-е годы у пожарной команды появляются первые пожарные автомобили.
В период временной оккупации гитлеровцами здание на улице Суворова, 5 было частично разрушено. Затем здание восстановили, сделали с восточной стороны пристройку и возвели новую каланчу, тяжелую и уродливую. Сегодня бывшее пожарное депо стало одним из подразделений пожарной службы города.
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Подробно об истории этого здания и развитии пожарной службы в Ставрополе можно прочитать в прекрасно иллюстрированном двухтомнике «Облик старого Ставрополя» Г. А. Беликова и С.Н. Савенко, выпущенным издательством «Снег» в 2007 году.
В своём творчестве многие известные писатели затронули волнующую тему пожаров - это и Федор Достоевский, описавший в «Бесах» пожарную эпидемию в Санкт-Петербурге, Михаил Булгаков, любивший всё инфернальное, публицист Александр Скабичевский, яркими красками запечатлевший Апраксинский пожар, Лев Толстой, Рюноскэ Акутагава, Теофиль Готье, Пьер Лоти, Орхан Памук, Валентин Распутин, Юкио Мисима, Шарлотта Бронте и многие-многие другие. В конце концов, 25 крупнейших писателей 20-х годов прошлого века, в числе которых Александр Грин, Алексей Толстой, Михаил Зощенко, Исаак Бабель, выбрали в качестве завязки для коллективного романа сюжет о таинственных пожарах. Ставропольские пожары тоже становились известными, например пожар 26 апреля 1910 года, уничтоживший Летний театр Пасхалова, поставлен в ряд значимых событий музыкально-общественной жизни и увековечен в 10 томе «Истории русской музыки». Конечно, не обошёл своим вниманием пожары и наш земляк Илья Сургучев (1881-1956), которого по силе таланта сравнивали с Иваном Буниным и Александром Куприным. В «Губернаторе» он посвятил бушующей стихии огня будоражащие строки, упоминая и ставропольскую каланчу:
«Через полчаса, когда губернатор вернулся домой, Крыжин сообщил ему по телефону, что с каланчи дежурный Мартынов заметил огонь на ярмарочной площади. Оказалось, что загорелась лесная биржа купца Егорова. Недалеко от нее стоят нефтяные баки, которым угрожает большая опасность. Подозревается поджог. По улицам, гремя и звеня, с факелами впереди летела уже пожарная команда. Маленькие зеленые бочки на низких дрогах подпрыгивали. Так и казалось, что сейчас вот они разлетятся, опрокинутся и разобьются. Гегеновская паровая мельница начала давать тревожные свистки; на тротуаре послышался топот бегущих, быстро меж собой переговаривающихся людей; город наполнился тревожным, заразительным шумом. Этот шум вызвал в памяти образ только что погребенного полицмейстера, и губернатор сказал Соне:
— Сколько бы ему было теперь хлопот! Надо бы скакать на пожар, суетиться, кричать! А то лежит теперь в земле, головой к западу, — и никаких волнений, дум, тревог…
…Пожар был виден весь. В бинокль, в морское стекло, стали заметны копошившиеся люди, то пропадавшие в темноте, то сразу и ярко, будто кто-то шалил, освещавшиеся огнем. Стояла в стороне, блестя касками, пожарная команда. Очевидно, решили: пусть горит до конца, все равно с нефтью ничего не поделаешь…».
Интересную статью Анатолия Чернова-Казинского о брандмейстере Григории Щербакове читайте на сайте газеты «Ставропольская правда»: https://stapravda.ru/20180808/grigoriy_scherbakov_brandmeyster_ponimavshiy_tolk_v_loshadyah_123239.html
Трансцендентная стихия огня, играющая важную роль в символике второй и третьей перинатальных матриц психолога и автора множества замечательных книг Станислава Грофа, судя по дальнейшей истории семьи Щербаковых, продолжает бессознательно влиять на его потомков, принимая причудливые современные формы, но в которых легко угадываются древние культурологические и религиозные образы. Познакомившись с вышеуказанной статьей, я, наконец, поняла смысл рисунка, навеянный общением с его праправнучками. Вывод: читать полезно.
Информации – браво!
Интернету – слава!
Список источников: