Памятник архитектуры регионального значения «Городская дума и примыкающее к ней строение первой городской лечебницы, 1847-1851 гг., арх. А. Славянский»
Адрес: г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, 81
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Дворец у Соборной Горы» - так именовали в Ставрополе здание городской Думы, возведенное у южного склона бывшей Крепостной горы, именовавшейся после возведения Казанского собора также Соборной, или Кафедральной. Проект здания выполнил ставропольский архитектор 14-класса Петр Иванович Славянский, являвшийся помощником при губернском архитекторе А.И. Бернштейне. Затем проектная документация была утверждена наместником Кавказа князем М.С. Воронцовым.
Закладка здания городской Думы состоялась 29 мая 1847 года. В ведение городской Думы законченное здание было принято в конце 1851 года. Главой города в это время был Иван Волобуев.
Новое здание Думы, с широкой парадной лестницей и балконами, фасадными украшениями, двумя башенками, на одной из которых предполагалось установить башенные часы, стало градостроительной жемчужиной губернского центра. В архитектурный комплекс входили сад и каскадная лестница с копиями античных скульптур по бокам. Возведенное из традиционного для Ставрополя светлого камня-ракушечника, оно буквально парило над восточной пониженной частью города, обрамленное зеленью Барятинского парка на склонах Соборной горы, и бульваром. Оригинальную кровлю над башенками со шпилями сравнивали с перевернутыми тюльпанами. Внутренняя отделка поражала своим великолепием. В помещениях были мозаичный паркет, ковровые персидские дорожки, венецианские зеркала и чешский хрусталь бра, бархатные портьеры и прочие украшения, а также стильная мебель из красного дерева как бы подчеркивали значимость Думы в жизни города. Строительство новой Думы послужило толчком для развития города.
29 мая 1847 года, в день закладки здания, в фундамент положили медную пластинку с надписью, что здание «для помещения Городской Думы, городского магистрата и других городских управлений создано за счет городских доходов и средств купца И.Г. Ганиловского». В начале XX века здесь размещались также городской банк и ломбард.
В 1980-х годах здесь разместилось художественное училище, созданное в Ставрополе еще в 1969 году. Над куполом часовой башни, как и прежде, взметнулся шпиль, которого горожане не видели с 1918 года. В коридорах появились копии античных скульптур, на стенах - лучшие работы студентов.
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Это здание поразило священника Михайлова, впечатления которого о Ставрополе, в целом весьма нелицеприятные, сохранились в Национальной электронной библиотеке, где можно познакомиться со «Справочником по Ставропольской епархии», изданным в Екатеринодаре в 1911 г. Священник этот называет «Париж Кавказа» настоящим захолустьем с одноэтажной застройкой, «мертвенными и сонными улицами», «пустынными площадями». Вместе с тем, он, наряду с прекрасными садами и рощами обращает внимание на несколько зданий, в числе которых упоминает здание городской думы:
«Хороши также здания духовной семинарии, епархиального женского училища, городской думы, губернаторский дворец».
В 1862 году, как сообщает архивный документ «… решено ввести в здание городской Думы публичную библиотеку к имеющемуся там Музеуму». О музее этом подробно пишет Николай Ильич Воронов (1832–1888), в очерке опубликованном в мае 1858 года в газете «Одесский вестник» в серии «Дорожные заметки на разных путях Южной России», там же он характеризует и здание Городской Думы находя его «одним из лучших по наружности домов Ставрополя».
Городская управа, отмеченная на плане губернского города Ставрополя 1911 года, в этом месте, на Думской площади, упомянута в творческом наследии нашего земляка Ильи Дмитриевича Сургучева (1881-1956). В повести «Губернатор» есть такие строки:
«Когда губернатор ехал с вокзала к себе, в свой дом, помещавшийся на главной улице города, рядом с магазином «Американский свет», — было четыре часа: в Троицком соборе звонили к вечерне. Не ожидая багажа, он, никем не встреченный, приехавший без предупреждения, сел на очередного извозчика и снова, как пять месяцев назад, ехал по плохой мостовой вверх, мимо бульвара, разделявшего улицу на две половины.
Пять месяцев назад, в марте, когда губернатор еще верил в Наугейм, в целебность его вод и климата, верил в свое выздоровление, — он возмущался и говорил сопровождавшему его на вокзал ротмистру Клейну:
— Это не город, а кабак! Черт знает что! По таким мостовым только мертвых да кислое молоко возить можно! Всю управу, собственно, разогнать бы нужно».
И ещё:
«Работает канцелярия: пишут бумаги, заграничные паспорта, получают пакеты и расписываются в почтовых книгах. Правитель с кипой заготовленных, чисто, на хорошей скользкой бумаге переписанных рапортов, уже застегнувши и одернувши сюртук, ждет звонка из губернаторского кабинета. В приемной собрались: полицмейстер, кто-нибудь из губернского правления, присутствия, из управы, какой-нибудь поп, — всех, сидя за особым зеленым столом, записывает на особый лист красивый, изящный чиновник».
К чиновникам же управы — автор недобр и называет их «толстыми», губернатор прототипом, которого был Николай Егорович Никифораки, собирается «нагнать им холода».
В советское время здесь долгое время находился крайисполком, а в период временной оккупации города, здание это облюбовал генерал Эвальд фон Клейст. История этого здания подробно освещена в двухтомнике «Облик старого Ставрополя» краеведом Германом Беликовым. Беликов, Г. А. Облик старого Ставрополя. Книга I [Текст] / Г. А. Беликов, С. Н. Савенко. – Ставрополь : Снег, 2007. – С. 233–243.
В настоящее время здание занимает Ставропольское краевое художественное училище.
На исторических фото, размещённых в галерее, видно как менялся наш город, но строение это сохранило своё очарование и в наши дни.
На стене здания размещена мемориальная доска заслуженному художнику России Виктору Муссовичу Чемсо, преподававшему в 1969–1994 годах в Ставропольском краевом художественном училище и являющемуся одним из его основателей. Член Союза писателей России Валерий Бродовский, посвятил Виктору Муссовичу рассказ «Мазки времени» в своей книге «Печать апостола». Заканчивается рассказ о художнике проникновенными, западающими в душу мудрыми строками:
«Иногда, когда экспонировались картины умершего художника, в музей приходил старый человек – бывший сторож из выставочного зала. Он подолгу останавливался у знакомой картины и всякий раз, когда смотрел на неё, вспоминал один из вечеров, который он провел с её автором – человеком, невольно подсказавшим ему, как не терять прошлое в себе. Надо лишь иногда заглядывать туда, в свою молодость».
Давайте и мы не будем терять прошлое в себе, а напротив почаще будем вспоминать юность нашего города и его замечательных людей, оставивших след в его истории и культуре.
Список источников: