Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Синагога, конец XIX века», просп. Октябрьской революции,1
Адрес: г. Ставрополь, проспект Октябрьской Революции, 1
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В начале XX века евреи получили право построить собственное здание синагоги на северо-западной стороне Соборной горы (ныне – Крепостная гора). Строительство синагоги закончилось в 1908 году. Документы, содержащие сведения о строительстве, к настоящему времени не выявлены.
В качестве синагоги здание использовалось до конца 20-х годов XX века. 13 апреля 1930 года вышло постановление № 78 президиума Ставропольского окружного исполнительного комитета, которым синагога как молитвенное здание ликвидировалась. В закрытой синагоге вскоре устроили склад стройматериалов горкомхоза. В 1947 году синагога была снаружи и внутри перестроена под двухэтажный особняк для торговой элиты города. В 60-е годы здание приспособили под Дворец бракосочетаний.
(Источник: Беликов Г.А. , Савенко С.Н. Облик старого Ставрополя. – Ставрополь: издательство «Снег», 2007. – С. 110 – 111.)
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. У Ильи Сургучева (1881—1956) в повести «Губернатор» есть красивое сравнение, связанное с этим зданием, порождающее неожиданные образные ассоциации:
«Ярнов спускался к полотну. Шуршали под ногами скатывающиеся голыши. Приятно и немного утомительно было идти по мягкому нагретому песку. Снизу, с полотна, было видно, как на высокой горе расположился город с домами, сливавшимися в одну линию, садами и колокольнями. На самом краю, как точка в конце фразы, стояла коричневая кирпичная синагога».
Синагога упомянута в исследованиях многих авторов (Анатолий Серебряков, Герман Беликов «Оккупация» и др., Петр Семёнов-Тян-Шанский «Живописная Россия») в связи с поликонфессиональностью дореволюционного Ставрополя – тут помимо православных храмов был и польский костел, и лютеранская кирха, и еврейская синагога.
Ставропольский ученый, религиовед – Роман Нутрихин сообщает много интересных подробностей об этом здании в статье «Ставропольская синагога», опубликованной в журнале «MIXTON» в мае 2007 года:
«Над входом в синагогу помещался «Маген Довид» – шестиконечная звезда, «щит Давида». Фасад украшали изящные полуколонны с традиционным символическим орнаментом. Внутреннее помещение синагоги разделялось несколькими массивными колоннами. Среди них находился сохранившийся до наших дней «альмемор» – центральное возвышение, предназначенное для публичного чтения Торы. Массивный и весьма дорогой свиток еврейской Библии, который и называется Торой или Моисеевым Пятикнижием, – стоял в красивом футляре на восточной стороне синагоги. Этот драгоценный свиток уцелел после революции и теперь благополучно хранится в отделе редкой книги Ставропольской краевой библиотеки».
И ещё фрагмент:
«Синагога, будучи учреждением духовным, имела самое непосредственное отношение к бракосочетанию. Традиционный еврейский брак отличается некоторыми особенностями, связанными с историей и религией израильского народа. Свадьба начинается, конечно же, со сватовства. Само бракосочетание называется на иврите «кидушин», и его обязательным атрибутом является «хупа» – молитвенный балдахин, под которым новобрачные стоят во время церемонии.
Союз двух любящих сердец в присутствии родителей и приглашённых гостей скрепляет раввин – духовный наставник общины. Кольцо на еврейской свадьбе только одно, его надевает молодой муж своей ненаглядной избраннице. Кроме того, им даётся «ктуба», еврейский вариант брачного договора. Этот документ составляется на древнем арамейском языке и содержит обязательства мужа по отношению к жене: чтить, кормить и содержать её, не отказывать в близости, компенсировать «моральный ущерб» в случае развода. При неравном браке отдельно прописывается обязанность супруга обеспечить молодой жене условия жизни ничем не хуже тех, что были у неё в родительском доме. «Ктуба» подписывается женихом на брачной церемонии и вручается невесте на вечное хранение.
На еврейской свадьбе так же, как и на русской, заведено разбивать бокал. Но если славянский обычай велит делать это «на счастье», то у евреев такое действие имеет совсем иное значение. Согласно духовной традиции, всё, что ни делают евреи, пусть даже устраивают весёлый праздник, во всём присутствует «осадок горечи» из-за утраченного ими Иерусалима. Символы этой скорби присутствуют во всех обычаях народа: строится дом, кусок стены оставляют незаштукатуренным, играют свадьбу – разбивают бокал в знак разрушения Храма. Но делается это с надеждой на то, что когда-нибудь Храм будет восстановлен и народ вернётся из своего многовекового рассеяния в свою страну».
В электронном виде статья размещена на историческом портале «Город Креста»:
http://gorodkresta.ru/index.php/docs/historians/108-stavropol_sinagoga
Эти функции здания пересекаются и с днём нынешним, поскольку здесь, как уже выше было упомянуто, проводится торжественная регистрация брака.
Подробное описание архитектурных особенностей здания можно почерпнуть из замечательной книги Николая и Татьяны Блохиных «Ермоловский бульвар: вчера, сегодня, завтра», рецензентом которой был главный архитектор города Ставрополя Пётр Маркатун. Издание посвящено двойному юбилею – 225-летию нашего любимого Ставрополя и 225-летию генерала Алексея Ермолова. Там же представлена репродукция прекрасной живописной работы талантливого художника Владимира Орлова «Мой белый город», изображающая это здание – светлое, лёгкое и воздушное – таким увидел его наш современник.
Список источников: