Адрес: г. Ставрополь, проспект Октябрьской Революции, 19
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В конце 30-х годов XIX столетия в Ставрополе обосновался австрийский подданный, булочник Людвиг Траубе. Его внук Людвиг Васильевич, в конце 90-х XIX столетия купил усадебное место купчихи Покашевской на Воронцовской улице, где вместе с племянником Львом Владимировичем построил в 1903 году большой двухэтажный каменный дом стоимостью 22 000 рублей со столярной мастерской. В новом доме был открыт ещё один мебельно-музыкальный магазин Траубе.
В 1908 году Людвиг Васильевич переделал столярную мастерскую под кинозал «Солей». Оборудование было закуплено во Франции у братьев Люмьер - создателей кинематографа.
Газетные афиши пестрели яркими предложениями незабываемых впечатлений и новых программ.
Во время гражданской войны, в честь годовщины освобождения Ставрополя Добровольческой армией, в Воронцовской роще прошли массовые гуляния. В электробиографе «Солей» демонстрировался фильм «Чёрный корабль» с участием Эрнесто Фаскона. После реквизиции кинотеатра большевиками «Парусные гонки» и «Гибель Титаника» сменили легендарные «Броненосец Потёмкин» и «Красные дьяволята».
В 30-е годы произведена реконструкция кинотеатра, он был переименован в «Гигант» и за успехи в пропаганде советского образа жизни - отмечен дипломом и награжден метровой копией скульптуры Мухиной «Рабочий и колхозница» на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.
В годы немецко-фашистской оккупации, здесь был устроен бар с кинозалом «Солдатское кино».
Послевоенный «Гигант» демонстрировал, помимо советских фильмов, немецкие трофейные ленты. В начале каждого вечернего сеанса здесь выступал джаз-оркестр под управлением трубача Ивана Тимофеева.
В 70-х годах кинотеатр «Гигант» был полностью перепланирован и отдан детям. Тогда же он стал именоваться «Орленком».
На сегодняшний день кинотеатр не работает. Судьба особняка не совсем понятна. Остаётся надеяться, что великолепное здание будет по-прежнему украшать один из главных проспектов нашего города.
P.S. Высокая конкуренция среди кинематографов, заманивающих горожан своими огнями в мир грёз, заставляла владельцев иллюминировать свои помещения. Вот как пишет об огнях ставропольских кинематаграфов Илья Дмитриевич Сургучев в повести «Губернатор»:
«Губернатор смотрел на город, и в образе отвлеченной, далекой силы сознавал в себе странную волнующую власть: захочет он — и многое изменится в этом широком, прилипшем к земле гнезде, в той жизни, которая за много лет наладилась в нем и идет привычным, одинаковым, редко изменяющимся чередом. Отдаст он завтра распоряжение, — и будут раньше потухать фонари, раньше затворятся и погасят свои цветные гирлянды кинематографы, и после указанного им часа не заиграет уже музыка в садах. И послушаются люди, и будут исполнять его капризные, своевольные желания, и только молча, может быть, поропщут меж собой, тихонько посудачат люди, которых собрано здесь почти восемьдесят тысяч».
Владелец кинематографа «Солей» Людвиг Васильевич Траубе был хозяином самого крупного и популярного в Ставрополе книжно-музыкального магазина (отметка на карте № 143).
Кинематограф «Солей» упомянут в книге мастера ретро-детективов Ивана Любенко «Приговор».
Список источников: