Памятник истории регионального значения «Дом полицмейстера, в котором останавливался А.С. Пушкин, 1-я половина XIX века»
Адрес: г. Ставрополь, ул. Ставропольская, 16
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Автор проекта не установлен. Небольшой, с южного фасада – одноэтажный, с северного – трехэтажный дом по Полицейскому переулку, ныне улица Ставропольская, известен, прежде всего, тем, что по преданию, в нем останавливался А.С. Пушкин. Поэт отмечал здесь подорожную и останавливался на ночлег.
От архитектуры того времени сохранилась калитка. Интерьеры дома неоднократно перепланировались. К сожалению, дом в запустении, требуется большой капитальный ремонт. Здание находится в объединенной охранной зоне «Старый город».
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Илья Дмитриевич Сургучев в повести «Губернатор» окутывает дом полицмейстера, где три дня жил Пушкин, аурой потустороннего, мастерски передавая архетипическое чувство нуминозности, связанное с пронзительным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия незримого призрака Смерти:
«Дом полицмейстера был недалеко, — нужно только подняться в гору и потом проехать по маленькой, засаженной молодыми ясенями улице. Вспомнилось почему-то, что в том доме, который был назначен для полицмейстера, когда-то, проездом на Кавказ, жил три дня Пушкин. Около подъезда беспорядочно толпились освещенные солнцем полицейские чиновники, ходил, выпятив грудь и держась пальцем за портупею, Крыжин — все это, когда губернатор подъехал, сразу сгрудилось, построилось по-военному, в шеренгу. Дом был низковатый, старинный; перед окнами, огороженные каменной, просвечивающей оградой, росли акации. Когда губернатор вошел в переднюю, его поразила какая-то настороженность в доме. Было тихо, как вечером в поле; но ясно, что здесь чего-то ждут, — все ждет: и вешалка с железными крючьями, и гардероб с круглыми из-под женских шляп картонками наверху, и зеркало, и стенная лампа с матовым абажуром. Все это, как живое, затаило дыхание и ждет.
«Смерть! — пронеслось в голове и показалось, что это слово — длинное, необычно длинное, верст в пять. — Смерть! Какая ж ты есть?» — мысленно ощущая жадность увидеть и познать ее, спрашивал губернатор тех мертвецов, каких он видел на своем веку. Было их много: отчетливо лежал в памяти, как на длинном столе, ряд лиц то спокойных, то искаженных, то закрытых ватою, то церковными воздухами, то перевязанных, как при зубной боли, платком; но все это не была она — смерть. Смерть была сейчас вот, в этом доме, в котором жил три дня Пушкин; была она здесь, здесь только можно было увидеть ее лицо, — то лицо, которое скоро войдет и к нему, в его губернаторский дом, которая, быть может, в длинном саване, со скрюченной косой в руках, носится за ним, как по осени паутина, невидимая, неоставляющая, которая, может быть, покончив здесь, должна полететь еще в другие дома, в другие города, в другие страны, — может быть, туда, где сейчас начинается весна и лазурью освещено вечереющее небо».
Список источников: