ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В начале XIX века на углу Большой Черкасской и проулка, ведущего к кузням (отчего он впоследствии стал именоваться Кузнечным, а затем, с устройством здесь Архиерейского подворья – Архиерейским) построил мазанку выходец из Курской губернии Иван Иванович Деревщиков. Его сыновья Григорий и Тимофей на месте отцовского дома возвели новый каменный, в один этаж, с флигелем в саду и многочисленными хозяйственными строениями. После внезапной смерти Тимофея Ивановича единственным наследником усадебного места стал Григорий Иванович, поступивший к тому времени на военную службу и вскоре оставивший Ставрополь. В 1854 году сын Григория Деревщикова, Егор Григорьевич, прапорщик Кременчукского пехотного полка, продал отцовскую усадьбу со всеми постройками Василию Антоновичу Алафузову.
Купеческий род Алафузовых, выходцев из Греции, был широко известен на Кавказе, им принадлежали многие торговые дома и лавки в Гостином ряду и на базарах города, винокуренные, табачные и прочие предприятия. В приобретенной усадьбе Алафузовы устроили еще один винокуренный завод по изготовлению водки, на что местные власти отреагировали отрицательно. Это заставило греческих купцов продать приобретенное ими усадебное место купеческому клану Поповых, а в районе Мутнянской долины построить новый винокуренный завод.
Последним владельцем усадьбы стал предприниматель Петр Степанович Ерганжиев. В 1913 году на месте старого домика Деревщиковых он построил новый, в два этажа, в рождающемся тогда архитектурном стиле конструктивизма, идущего на смену модерну. Лишь через двадцать с лишним лет после строительства этого здания в Ставрополе началась повальная лихорадка этого стиля. В нижнем этаже возведенного здания в том же 1913 году разместился «Модно-галантерейный магазин В.И. Романцова». Здесь покупателям предлагалось: «...крахмальное белье, галстуки, платки, кашне, воротники и манжеты, полотняное и бумажное теплое белье по системе профессора Егера; теплые чулки, носки, гамаши, перчатки; зонты, трости, платки и капоры гарусные; дамские корсеты, кушаки, сумки, перчатки, вуали, кружева, прошвы, гипюры, газовые прошивки и тюль с блеском, аппликации, ленты шелковые, бархотки, шитье по батисту, веера, альбомы, дорожные вещи, венчальные уборы; мыло, пудра и прочие косметические и парфюмерные товары лучших фирм России и Европы».
Верхний этаж дома первоначально был складским, а затем сдавался под различные собрания - приказчиков, строителей, любителей животных и пр.
Дом Ерганжиева также был газифицирован, а на улице, помимо имеющихся электрических фонарей, горели и газовые светильники, под которыми любила собираться молодёжь этой части города. Она-то и наименовала это место «Ерганжиевским углом».
С начала 20-х годов в экспроприированном здании обосновался Ставропольский губсовнархоз. Здесь же первоначально размещалась редакция газеты «Власть Советов». Затем здание перешло городскому потребительскому обществу (ГорПО), открывшему здесь свой магазин с промышленными и продовольственными товарами, хотя выбор до начала нэпа был минимальным. Затем уже арендаторы этого магазина заполнили его разнообразным ширпотребом. В послевоенные годы это был самый крупный универсальный магазин.
В 1964 году прошлого столетия старый Ерганжиевский дом был перестроен под магазин «Детский мир». При перестройке фасад здания был изменен до неузнаваемости. Таким он и остается - инородным телом в старом облике города.
Беликов, Г. А. Облик старого Ставрополя. Книга I [Текст] / Г. А. Беликов, С. Н. Савенко. – Ставрополь : Снег, 2007. – С. 399–401.
P.S. В настоящее время в этом здании находятся торговые точки франчайзи иностранных компаний и филиал Сбербанка. Здесь, как уже было сказано выше, первоначально размещалась редакция газеты «Власть Советов», которая позже всем нам стала известна под названием «Ставропольская правда».
Думаю, все согласятся, что бурное развитие литературы и общественной жизни было бы невозможно без такого сопутствующего ей социального института как журналистика. В Государственном архиве Ставропольского края хранится подшивка «Власти Советов» за 1925 год. Вот такие стихи, там можно прочесть:
Капиталист под видом добряка
Искал среди рабочих дурака.
«Мол, вот тебе заем,
бери, дружище, ну же,
А я тем временем петлю стяну
потуже».
Рабочий между тем,
раскинувши умом,
Крестьянский выигрышный
выпустил заем.
И вышло так: и денежки сберег,
Да и крестьянину
по-братски тем помог.
Таким образом, правительство РСФСР рекламировало облигации Крестьянских выигрышных займов. Более того сам Владимир Маяковский в стихах, разъяснял детали займа:
Вот более подробно:
А теперь возобновим в мозгу своем
То, как выгоден крестьянский заем.
Каждый в крестьянском мире
Помни про эти выгоды четыре.
1) Каждому бережливому заем люб:
платишь 87 копеек, а получаешь рубль.
2) Купившему облигацию в конце года
на каждый рубль — пятак дохода.
3) По каждой облигации каждый из вас
может выиграть тысячу шесть раз.
4) А если нужда крестьянскому люду,
под облигацию сразу получишь ссуду.
Прослушав радио, сейчас же встаем
и бежим покупать крестьянский заем.
В широкомасштабную агитацию включились ведущие деятели культуры. Стихи и частушки Маяковского, обращенные к крестьянам, — часть этой кампании. Может Сбербанку тоже стоит подключать современных литераторов для убеждения россиян открывать индивидуальные инвестиционные счета. В СССР участие поэтов, писателей и художников в финансовом просвещении населения было в порядке вещей. Например, Александр Фадеев демонстративно тратил весомую долю своих гонораров и государственных премий на покупку облигаций.
Знаменитый «сеятель» на плакате, нарисованном Остапом Бендером в романе Ильфа и Петрова «12 стульев», рекламировал как раз десятипроцентный выигрышный заем 1927 года. А пароход, на который попали Бендер и Воробьянинов под видом художников, участвовал в агитационном круизе по Волге с призывом покупать облигации. Собственно, сюжет этот возник потому, что сам Илья Ильф побывал на таком агитационном пароходе в командировке, освещая тираж IV крестьянского выигрышного займа для газеты «Гудок».
А мы будем по-прежнему сеять разумное, доброе, вечное.
Список источников: