Адрес: г. Ставрополь, Гвардейский проезд, дом 8
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
До 1947 года был одним из двух главных вокзалов города. С вокзала поезда отправлялись в направлении Армавира, села Петровского. Пассажирский вокзал станции Ставрополь-2 построен в 1916 году АО Армавир-Туапсинской железной дороги на деньги Ставропольских купцов и крестьян, это была поистине народная железная дорога, которую жители Ставрополья ласково прозвали Туапсинкой. Основная задача построенной дороги состояла в вывозе на экспорт зерна с центральных районов губернии, а также в ликвидации железнодорожного тупика, образовавшегося в связи с обходом Владикавказской железной дорогой города Ставрополя. С реализацией этого проекта все грузы из Сибири через Трансиб и транзитом через Ставрополь попадали бы в порты Чёрного моря. С началом гражданской войны данным планам не суждено было сбыться, в 1918 году Армавир-Туапсинская железная дорога вместе со всей инфраструктурой была национализирована, а вследствие эрозии грунта на оползневых участках прекратилось движение всех поездов на участке Армавир — Ставрополь. Вокзал построен по проекту А.И. Верблюнера. По сформировавшемуся обычаю вокзалы конечный и начальный строились по одному проекту, поэтому Ставропольский вокзал очень напоминает вокзал Туапсе.
Железная дорога проходила по южной окраине города вдоль современной улицы Объездной. В районе Старомарьевского шоссе был подъездной путь к вокзалу Владикавказской ЖД. В черте города было построено несколько инженерных сооружений: Ставрополь-Туапсинский железнодорожный вокзал и Немецкий мост.
Сейчас вокзал перестроен в жилой дом. Подъездные пути разобраны.
(источник https://ru.wikipedia.org/wiki)
P.S. Будучи в должности председателя железнодорожной комиссии, писатель Илья Дмитриевич Сургучёв (1881-1956) отстаивал идею строительства новой железнодорожной линии Армавир – Ставрополь – Петровское (ныне Светлоград) в составе Армавир-Туапсинской железной дороги, которая начала строиться в 1909 году. В Государственном архиве Ставропольского края имеется заявление И.Д. Сургучева в Ставропольскую городскую управу о возбуждении ходатайства о проведении дороги через город Ставрополь. В документе говорится о том, что город несет убытки без железной дороги, необходимой для вывоза местного зерна к черноморским портам. В 1912 году Акционерное общество Армавир-Туапсинской дороги получило разрешение на строительство участка Армавир – Ставрополь – Петровское. При строительстве «Туапсинки» применялись новейшие технологии строительства инженерных сооружений, а сохранившиеся и сегодня пролеты разрушенного участка Ставрополь – Армавир являются одними из самых старых бетонных балочных мостов в России. К сожалению, дорога была закрыта в 1922 году.
Сотрудники Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Нина Гальфингер и Валерий Ольховский развенчивают своими научными исследованиями, сложившееся у ставропольчан мнение, что излюбленный горожанами туристический объект Немецкий мост, называется так потому, что в подготовке проекта туапсинской железной дороги самый весомый вклад внесли немецкие и австрийские инженеры, да и построили его, якобы военнопленные немцы и австрийцы во времена Первой мировой войны.
Краевед Герман Алексеевич Беликов в двухтомнике «Облик старого Ставрополя» пишет, что устройство железнодорожного вокзала в районе сегодняшней улицы Объездной выполняла целая группа архитекторов-инженеров – А.И Борисов, М.И. Бржезицкий, Г.П.Кусков и другие.
Здание вокзала упомянуто в книге Данила Русакова «Экстремист»:
«Но от туапсинской дороги, как ее назвали историки, до сегодняшнего дня дожили лишь воспоминания и пара разрушенных каменных мостов. А еще здание вокзала «Ставрополь Туапсинский», переделанное в середине прошлого столетия в жилой дом».
Станция железной дороги дала название целому району Ставрополя - Туапсинка. Поэтесса Валентина Ивановна Сляднева (1940-2013) упоминает этот район в своем стихотворении, посвященном Ставрополю:
Стена Крепостная. Поодаль Суворов.
Представлю казачьих пикетов огни...
Отсюда Кавказ открывается взору
В погожие и светоносные дни.
Тут Пушкин бывал, и опальный поручик
Отсюда в Тенгинский направился полк.
Прольются багрянцем ташлянские кручи,
Расстелят газоны сверкающий шелк.
И синие ветры по балкам поскачут.
На звуке высоком сорвется струна.
Услышу, как рядом казачка заплачет,
Из боя ведя под уздцы скакуна.
А на Туапсинке - в больничных палатах
Дым справа и слева и клубы огня.
И немец, стреляющий из автомата,
Последний патрон посылает в меня.
Гляжу я в глаза незнакомой эпохи,
К чужой не спешу примеряться судьбе.
Смеются над прошлым твоим скоморохи,
Певцы твои, город, поют о тебе.
С биографией Валентины Ивановны можно познакомиться на сайте Ставропольской краевой библиотеки для молодежи имени В.И. Слядневой по ссылке:
https://ставрополье.молодежка26.рф/slyadneva/biografiya/
Библиотека уделяет большое внимание продвижению её творчества. Специалистами Молодежки создана литературная карта по творчеству В. И. Слядневой:
https://ставрополье.молодежка26.рф/slyadneva/literaturnaya-karta/
Список источников: