Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Доходный дом, 2-я половина XIX века»
Адрес: г. Ставрополь, проспект К. Маркса, 90-92
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Дом по адресу: просп. К. Маркса, 90-А некогда принадлежал доктору Н.В. Майеру. Позже выходец из Гановера Людвиг Траубе приобрёл его у комиссионера фон Судина и построил на усадебном месте еще два дома, где потом открыл булочную, а затем книжно-музыкальный магазин.
В настоящее время в этом доме располагается парфюмерный магазин фирмы «Рив-Гош».
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Доктор Николай Васильевич Майер, служивший в то время врачом при штабе генерала Вельяминова в Ставрополе и первый владелец дома, был прототипом доктора Вернера в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Зимой он практиковал в Ставрополе, а летом − в Пятигорске. И в том и в другом городе Николай Васильевич зарекомендовал себя как прекрасный врач, одинаково внимательно относящийся к людям разных сословий и национальностей. На Кавказе он общался с близкими ему по духу ссыльными декабристами А. Одоевским, А. Бестужевым-Марлинским, С. Пальцыным, Н. Лорером и пр., и здесь же он впервые встретился с М.Ю. Лермонтовым во время первой ссылки последнего на Кавказ. Особенно близким их общение было летом 1837 года в Пятигорске и осенью того же года в Ставрополе. Свидетельство о приятельских отношениях Лермонтова и Майера, о том, как они проводили время, можно найти в воспоминаниях друга поэта А.М. Миклашевского, который летом 1837 года жил в Кисловодске. В дальнейшем их встречи и разговоры нашли свое отражение в «Герое нашего времени», в котором Лермонтов выбирает Майера в качестве прототипа доктора Вернера. Советский и российский историк, невропатолог, автор более 120 статей по вопросам неврологии и смежных клинических дисциплин, медицинского науковедения и информатики, истории медицины, генеалогии и литературоведения Борис Александрович Нахапетов предлагает сравнить описание внешности доктора Вернера у Лермонтова:
«Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли» - с чертами Майера, запечатленными в воспоминаниях его современников, например Н. М. Сатина: «В физическом отношении Майер был почти урод. Лоб от лицевой линии выдавался вперед на неимоверно замечательное пространство, так что голова имела вид какого-то треугольника. Сверх того, он был маленького роста и чрезвычайно худощав».
Вместе с тем, под внешне легко узнаваемой маской Майера Лермонтов изобразил человека совершенно иного психологического склада. Этим он вызвал гнев Майера, который, по словам Н. М. Сатина, будучи «замечательно умным и образованным человеком, тем не менее тоже не раскусил Лермонтова».
Желающие узнать больше, могут обратиться к статье Бориса Александровича Нахапетова «Образ доктора Вернера из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» как объект психологического экспериментирования».
Список источников: