Памятник архитектуры регионального значения «Торговый дом, первая половина XIX в.»
Адрес: г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, 54
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Земельным участком, занимающим предпоследнее усадебное место с южной стороны Николаевского проспекта и Архиерейского переулка (ныне проспект Карла Маркса и улица Геннадия Голенева соответственно), с конца XVIII века владел отставной гвардии поручик Федор Гуляев. Деревянный дом в два этажа с небольшими хозяйственными строениями на участке после смены нескольких хозяев к концу XIX века выкупил известный во всей Ставропольской губернии пасечник Карп Христофорович Зарифьянц. И спустя некоторое время Зарифьянц по проекту архитектора Тимофея Ярамыньяна перестроил существующее здание в два этажа, вобравшее в себя разные архитектурные стили. В нижнем этаже Карп Христофорович устроил роскошный магазин «Золотой улей». Здесь помимо многосортового меда, фасованного в разнообразные по размерам, цвету и этикеткам баночки из стекла, фарфора и дерева, продавалось также все то, что было нужно любителям и профессиональным пчеловодам.
С 1903 года дом Зарифьянца был арендован на пять лет под «Коммерческий клуб», где собирались на отдых и ассамблеи купцы и предприниматели города, а также его гости.
Позже здесь открылся кинематограф «Биофонъ», который просуществовал несколько лет. В 20-е годы XX века в экспроприированном особняке Зарифьянца обосновался Центральный клуб Красной Армии, а затем – советские учреждения, в том числе клуб работников торговли. В нижнем этаже разместился магазин «Торгсин», где в обмен на монеты царской чеканки и изделия из драгоценных металлов можно было приобрести продукты питания.
Уже после Великой Отечественной войны верхний этаж занял Дом художественного воспитания детей, а в нижнем этаже разместился продуктовый магазин. Во внутренних строениях усадьбы размещались ремесленное училище № 5, а также разнообразные советские государственные учреждения. После реставрации в 70-х годах прошлого века нижний этаж стал занимать продуктовый магазин «Купеческий», а верхний остался культурным центром, где и сейчас размещается краевое учреждение культуры - Дом народного творчества.
Двухэтажное каменное с подвалом оштукатуренное здание расположено на главной улице города и выходит главным северным фасадом на ее красную линию. Объем постройки несколько понижен по отношению к соседним домам, что компенсируется высокими кровлями, создающими характерный силуэт, выделяющийся в сплошном фасаде уличной застройки. На протяжении более чем 100-летнего существования внешний облик памятника практически не изменился. Изменения коснулись только планировочной структуры здания и интерьеров.
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Следует заметить, что вышеописанное здание «Коммерческого клуба» арендовалось как зимнее, было ещё замечательное деревянное летнее помещение в Воронцовской роще, построенное по проекту архитектора Э. Лобановского в стиле модерн. В клубе был концертный зал, библиотека, бильярд и т.д. Из газет того времени, можно узнать, что отдыхающих, на примыкающей к роще Александровской улице, каждый вечер ждали извозчики, чтобы развести по домам. Илья Дмитриевич Сургучев в «Губернаторе» немного комично интегрировал ставропольский «Коммерческий клуб» в русскую литературу:
«Было видно, что чиновник этот — славный парень; получает он в месяц рублей, вероятно, 38, ухаживает за швейками; особым, благородным манером танцует на вечерах коммерческого клуба; когда выпьет, то любит петь тенором ту песню, в которой есть слова: «слезы горькие льет молодец», и избранную даму пленяет морской накидкой, разочарованным видом и разговорами о сырой могиле».
Гораздо лиричней он пишет о кинематографе:
«Потихоньку, чтобы не беспокоить сердца, шли они по бульвару. Бульвар был большой, в несколько расходящихся аллей, темный, пустынный. Город закрывал свои магазины, тушил огни, уходил в театры, кинематографы, а на бульвар сходились осторожные парочки, садились на низеньких скамьях, стараясь спрятаться от лунных пятен, шептались о любви и крепко, беззвучно целовались».
И ещё фрагмент:
«Губернатор смотрел на город, и в образе отвлеченной, далекой силы сознавал в себе странную волнующую власть: захочет он — и многое изменится в этом широком, прилипшем к земле гнезде, в той жизни, которая за много лет наладилась в нем и идет привычным, одинаковым, редко изменяющимся чередом. Отдаст он завтра распоряжение, — и будут раньше потухать фонари, раньше затворятся и погасят свои цветные гирлянды кинематографы, и после указанного им часа не заиграет уже музыка в садах. И послушаются люди, и будут исполнять его капризные, своевольные желания, и только молча, может быть, поропщут меж собой, тихонько посудачат люди, которых собрано здесь почти восемьдесят тысяч».
Очень живое описание коммерческого клуба даёт мастер детективного жанра, наш земляк Иван Любенко в своей книге «Кровь на палубе». С отрывком из неё познакомиться в послесловии к исторической справке летнего павильона «Коммерческого клуба», см. отметку № 145 на карте.
Список источников: