Адрес: г. Ставрополь, ул. Пономарева, 1
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
У дачи Павлова (отметка № 88) расположен старый каменный двухэтажный дом, напоминающий древний замок. Лавр Ермолович Павлов был известным меценатом, который на верхней площадке у своего знаменитого сада, на современной улице Пономарева, решил возвести дом-интернат для двадцати беднейших семей города. Но смерть, наступившая в 1894 году, помешала ему в этом. Однако оставленные им средства и завещание позволили городу осуществить задуманное. В завещании говорилось: «Построить дом из штучного камня на двадцать самых бедных семейств города, не имеющих своего крова, с небольшой домовой церковью во имя Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа».
Помимо этого в завещании говорилось: «Построить также на даче каменное здание для бесплатного двухклассного городского сельскохозяйственного училища для самых бедных детей Ставрополя, поставив в его зале икону св. князя Александра Невского. Само же здание именовать Александровским приютом для беспризорных детей». И эта воля благотворителя была выполнена, правда, лишь в 1913 году, когда были получены средства после продажи одного из домов Павлова, находящегося в городе. Сегодня в этом здании находится лицей № 10. Здание было построено по проекту инженеров Г. Кускова и Я. Лоханова строительным подрядчиком Н. Марченко.
Павловское училище благодаря талантливым педагогам и средствам, оставленным меценатом, стало одним из лучших в губернии. Кстати, практику студенты училища проходили как в саду и ягодниках дачи, так и на прилегающем к саду опытном поле, устроенном уже силами училища.
Источники:
Беликов, Г. А. Облик старого Ставрополя. Книга II [Текст] / Г. А. Беликов, С. Н. Савенко. – Ставрополь : Снег, 2007. – С. 184–185.
Беликов, Г. А. Старый Ставрополь [Текст] / Г. А. Беликов. – Изд. 2-е. – Ставрополь, 2009. – С. 333.
P.S. На здании лицея установлена мемориальная доска, посвященная лётчику, участнику Великой Отечественной войны, Герою Советского Союза Рябушко Григорию Максимовичу (1922-2006), который здесь учился. На Аллее Почетных граждан в его же честь – установлена памятная стела. В книге "Их имена никогда не забудутся" Григорию Максимовичу посвящен очерк «Мечтал мальчишка о крыльях». Подробную персоналию и библиографию по этой теме можно почерпнуть из биобиблиографического указателя «Почётные граждане города Ставрополя», созданного методико-библиографическим отделом Ставропольской ЦБС, электронная версия:
https://www.stav-cbs.ru/electronic_guide/html/5_military_and_public_actors.html#ryabushko
Краевед Герман Алексеевич Беликов отметил сходство этого здания с замком. Возвышающаяся башня-ладья напоминает форт. Невольно возникает синхронизм со старым названием района Форштадт, который начинается от улицы Семинарской (Пушкина) и тянется вверх на запад. Форштадт от немецкого "Vorstadt" - предместье, пригород. Как раз здесь, где сходятся улицы Мамайская (Мичурина), Павлова (Пономарева) и Семинарская (Пушкина), судя по всему, разворачиваются действия, описанные во второй книге романа «Казачий алтарь» трижды лауреата премии Губернатора Ставропольского края, главного редактора альманаха «Литературное Ставрополье» Владимира Павловича Бутенко. Категория пространства является одним из главных аспектов изучения поэтики художественного текста. Город и его дух – важные структурные элементы. Это не отвлечённая и мёртвая схема для решения задачи построения «силового поля» текста. Те, кто знают историю городских районов Ставрополя и в частности, описанный ещё в 1881 году Константином Бахутовым благополучный и чистый Форштадт, впечатлены резким контрастом. Автор так живо описывает освобождение Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков, что возникает эффект присутствия:
«Из-за деревьев прокрались к низкокрышей хатенке, к самому крайнему двору, обнесенному изгородью из жердей. Ощутимей стали запахи гари и сажи. За черепичной крышей край неба обжигали рыжие крылья пожара – там, в центре города, ревели машины, танки. А здесь, в окраинной глухомани, на Мамайке и вблизи Форштадта, было бы совсем спокойно, если б не лай цепняков. На стук в закрытое фанерой окно откликнулся девичий голосок:
– Кто это?
– Свои. Немцы есть поблизости? — спросил Фрол, припадая лицом к ледяной раме.
– Не знаю.
– Дубина! – шикнул Лука, сам становясь к окну. – Кто ж так молвит? Ровно на свиданье манишь... Дочка! Скажи, где тут фрицы окопались?
Но никто больше не ответил.
Зауров отрядил Тараса и Якова к соседнему дому. Кривоногий, мордастый пес был спущен с цепи и цапнул кубанца за ногу. Отогнав его, автоматчики достучались до хозяйки. Немолодая женщина заплакала, увидев красноармейцев. Сбивчиво рассказала, что днем немцы расставили пулеметы вдоль улицы, а всех жителей, кто был дома, заставили рыть траншею. Прячась за строениями, дворами, углубились в город квартала на три. С автоматами наизготовку пересекли проулок и оказались на краю глубокого яра, вдоль которого тянулась череда хат.
– Э, черт! Проскочили... – ругнулся Яков. – Это уже, считай, центр города. Форштадт. Вон, слева, роддом горит. Я видал, как его утром поджигали».
Писатель тонко оперирует подсознательными ассоциациями – огня с пламенем ада, запахов гари с дыханием преисподней, вызывая апокалипсическое настроение, ощущение «на краю», на грани бытия и небытия, используя хтонические образы и паттерн рождения и смерти. Стук в мифопоэтике – звук от содрогания земли перед обрушением – знак опасности.
В романе «Казачий алтарь» ярко запечатлена непростая судьба казачества и та нравственная дилемма, которая встала перед героями произведения, обобщающими чаяния реальных людей, попавших в горнило хаоса и социальных катаклизмов. С каждой строчкой читатель быстро и верно попадает в плен творчества Владимира Павловича, но плен этот приятный и добровольный, а сюжеты захватывающие.
Информацию (биографическую, библиографическую) о Владимире Павловиче Бутенко смотрите на сайте «Открой Ставрополье» Ставропольской краевой библиотеки для молодежи имени В.И. Слядневой https://ставрополье.молодежка26.рф/o-pisatelyah/butenko/, а также в электронном ресурсе Ставропольской ЦБС «Литературный портрет на фоне юбилея»: https://www.stav-cbs.ru///dictant-2017/butenko.html и электронном ресурсе «Коллекция автографов» отдела организации и использования единого фонда СЦБС: https://www.stav-cbs.ru/kollektsiya-avtografov/729-2013-01-17-10-14-20-74026489 , там же представлены автографы писателя в электронной форме. Особый респект – живые ссылки на материалы периодической печати.
Проект «Литературный портрет на фоне юбилея» методико-библиографического отдела знакомит со ставропольскими писателями, оставившими яркий след в истории литературы. Здесь можно не только узнать биографию авторов, прочитать краткое содержание их произведений, но и проверить себя, пройдя краеведческий диктант, например, посредством этого прекрасного отрывка из книги Владимира Павловича Бутенко «Любить навек»: https://www.stav-cbs.ru////dictant-2017/butenko_dictant.html
В избранном фрагменте, мы возвращаемся к теме летчиков, только ракурс совсем иной, опять синхронизм? Вопрос риторический.
Павловское училище упомянуто ученым и просветителем Вениамином Петровичем Семеновым-Тян-Шанским (1870-1942) в многотомном издании «Россия. Полное географическое описание нашего отечества…», вышедшим в свет в 1899-1914 годах. Вениамин Петрович сын знаменитого путешественника Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, описавшего Тянь-Шанские горы и автор мемуаров «То, что прошло». Он так же написал статью «Слово о полку Игореве» – глазами географа», опубликованную в 21 выпуске «Альманаха библиофила» к 800-летию книжного памятника Древней Руси в 1986 году.
Список источников :