Памятник архитектуры регионального значения «Театр братьев Меснянкиных, 1910 г., арх. Г.П. Кусков, А.Скворцов»
Адрес: г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, 59-61
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Архитекторы Г.П. Кусков, А. Скворцов. Культурно-торговый комплекс братьев Меснянкиных был построен в 1910-1913 гг. в одной из ответственных точек города - между Казанским базаром и Николаевским проспектом (ныне Нижним рынком и пр. К. Маркса). В него входили: универсальный магазин, кинотеатр, ресторан, драматический театр, магазин. Он являлся культурно-торговым центром старого Ставрополя. В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками, в 1943 г. здание сильно пострадало от взрыва бомбы. При восстановлении здания в 1944 г. внесены изменения в архитектурно-планировочное решение фасада со стороны пр. К. Маркса, сильно перепланирован интерьер подсобных и подвальных помещений.
Купеческий род Меснянкиных оставил заметный след в истории Ставрополя. Этой семье принадлежали многочисленные торговые лавки на всех базарах и в гостиных рядах города, кирпичные, кожевенные заводы, различные домовладения. В 1910 году купцы первой гильдии братья Иван и Алексей Меснянкины построили первый в Ставрополе торгово-зрелищный центр «Пассаж» [проспект Карла Маркса, 59, 61].
Пассажем называли крытую галерею с рядом магазинов, имеющую выходы на параллельные улицы. Но славу Меснянкиным принес не кинотеатр, а театр «Пассаж» [в зале могли разместиться 600 человек]. «Пассаж» был известен не только в Ставрополе. Труппа театра постоянно обновляла свой репертуар, применяла новаторские сценические приемы. О бурной жизни театра и семье Меснянкиных написал в своей пьесе «Торговый дом» ставропольский писатель и драматург Илья Сургучев. Эта пьеса с успехом шла на сценах Москвы и Петербурга в 1913-14 годах, а потом и на сценах Парижа, куда судьба привела Сургучева после эмиграции из России в 1920 году.
Здание было построено как торгово-увеселительное заведение. Здесь находились лавки купцов, торговавших самыми разнообразными товарами. Внизу, в обширных подвальных помещениях, был оборудован ресторан «Гном», где проходили шумные банкеты. В советское время вместо него там располагался пивной бар. «Пассаж» в начале XX века был самым посещаемым центром торговли и отдыха в городе.
После революции «Пассаж» переименовали в театр имени Ленина, а в 1930-е годы хотели превратить в центр советской культуры. Но этот проект так и остался на бумаге.
Во время оккупации фасадная часть левого крыла, где находился «Модерн», была разрушена. Исторический облик здания было решено не восстанавливать, а просто сделать на его месте колоннаду нового фасада. Теперь в отреставрированной части старого «Пассажа» находится филармония. Тыльная сторона старого здания сохранилась до наших дней и четко объединяет эти два объекта — театр и торговую точку. Уцелевшая часть «Пассажа» сохранила свое название и, пройдя путь от складских помещений до торгового дома, вернулась к привычному для всех ставропольцев внешнему виду.
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. В здании, где ранее находился кинотеатр «Модерн» теперь находится филармония, где выступал с сеансами телепатии Вольф Мессинг. Многочисленные зрители, присутствовавшие на психологических опытах знаменитого гипнотизёра, не сомневаются чистоте этих экспериментов. А его захватывающие мемуары «О самом себе» - востребованы и сейчас.
Ставропольский прозаик Вадим Чернов, член Союза писателей СССР с 1963 года, хорошо знал Вольфа Мессинга, результатом их встреч, явилось документальное повествование в двух частях «Люди жаждут чуда», опубликованное в двухтомнике «День мой – век мой» в 2011 году. Спрашивайте в библиотеках Ставрополя и читайте с удовольствием!
Популярный автор ретродетективов Иван Любенко сделал кинематограф «Модерн» местом действия своей пьесы «Мёртвое пианино».
Как уже было сказано выше, клан Меснянкиных послужил прототипом алчных купцов Костяных, в нашумевшей и пользовавшейся огромным успехом пьесе «Торговый дом» нашего знаменитого земляка, писателя и драматурга Ильи Дмитриевича Сургучева. Пьеса была опубликована в 1912 году и живописала нравы того времени. Она ставилась в самых известных столичных театрах, однако в Ставрополе, где автор хотел видеть ее, возможно, прежде всего, она не пошла, так как влиятельная семья Меснянкиных, обладающая большими связями, приложила всё своё влияние, чтобы предотвратить это. Дело дошло до суда, который впрочем, Меснянкины проиграли. Интересно, что поводом для суда послужил фельетон Ильи Дмитриевича Сургучева в № 6 газеты «Север Кавказа» от 15 мая 1911 года, где автор высмеивает сыновей Прокофия Меснянкина, как раз в связи с открытием «Модерна». Подробнее о перипетиях тяжбы можно узнать из книги «Илья Дмитриевич Сургучев. Проблемы творчества» Александра Фокина – исследователя творчества нашего знаменитого земляка. Сам скандальный очерк, весьма любопытный и остроумный опубликован в «Ставропольской правде» 19 мая 2000 года https://stapravda.ru/projects/history/people/32.shtml
Привожу небольшой отрывок, касающийся «Модерна»:
"Говорят, что в "Модерне" дела из рук вон плохи. Дело летнее, жарко, народ не ходит. Музыка, которую выставляют против магазина, не помогает. Управляющий И.И. Венецианов, как нам передают, для завлечения публики собирается пригласить известного клоуна Ивана Пассаженского, чтобы выпустить его на балкон "откалывать колена".
Биография этого клоуна довольно интересна: был когда-то в одном городе городским головой.
- Как же дошли вы до жизни такой? - спросили мы его.
- Все на свете бывает, - отвечает нам Иван Пассаженский.
- Были городским головой?
- Был.
- А теперь вот надо надевать штаны с петушками, выходить на балкон и выкидывать колена?
- Надо. Привлечение публики…
После разговора с клоуном наш сотрудник отправился в преисподнюю интервьюировать старика Прокофия.
Старику худо, сидит в пекле, поджаривают его как колбасу.
- И архиерейские молитвы не помогают! - жаловался старик.
- Ну, как на земле там мои орлы? - спросил он.
- Модерн! - ответили мы.
- Модерн! Господи! - взмолился Прокофий: грабил народ, душил, векселя подделывал, в тюрьме неоднократно сидел, думал: "Ну, пусть гремит Прокофьево имя на земле, а они - Модерн!".
Конечно, под фамилией Пассаженский, в фельетоне выведен бывший городской голова, хозяин пассажа — Иван Прокофьевич Меснянкин (прототип Ивана Костянина из пьесы «Торговый дом»). Ранее в 1910 году, когда И.Д. Сургучёв баллотировался на должность председателя железнодорожной комиссии, его конкурентом как раз был Иван Меснянкин. Соперничество это зафиксировано в архивных документах, в протоколе заседания комиссии. По результатам голосования, был избран будущий автор пьесы «Торговый дом». Может быть, росток большого конфликта зародился ещё тогда?
Вместе с тем, у Ильи Дмитриевича Сургучёва в повести «Губернатор» есть очень трогательные строки, связанные с кинематографом:
«Потихоньку, чтобы не беспокоить сердца, шли они по бульвару. Бульвар был большой, в несколько расходящихся аллей, темный, пустынный. Город закрывал свои магазины, тушил огни, уходил в театры, кинематографы, а на бульвар сходились осторожные парочки, садились на низеньких скамьях, стараясь спрятаться от лунных пятен, шептались о любви и крепко, беззвучно целовались».
И ещё фрагмент:
«Губернатор смотрел на город, и в образе отвлеченной, далекой силы сознавал в себе странную волнующую власть: захочет он — и многое изменится в этом широком, прилипшем к земле гнезде, в той жизни, которая за много лет наладилась в нем и идет привычным, одинаковым, редко изменяющимся чередом. Отдаст он завтра распоряжение, — и будут раньше потухать фонари, раньше затворятся и погасят свои цветные гирлянды кинематографы, и после указанного им часа не заиграет уже музыка в садах. И послушаются люди, и будут исполнять его капризные, своевольные желания, и только молча, может быть, поропщут меж собой, тихонько посудачат люди, которых собрано здесь почти восемьдесят тысяч».
Список источников :