Памятник архитектуры регионального значения «Театр братьев Меснянкиных, 1910 г., арх. Г.П. Кусков, А.Скворцов»
Адрес: г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, 59-61
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Архитекторы Г.П. Кусков, А. Скворцов. Культурно-торговый комплекс братьев Меснянкиных был построен в 1910-1913 гг. в одной из ответственных точек города - между Казанским базаром и Николаевским проспектом (ныне Нижним рынком и пр. К. Маркса). В него входили: универсальный магазин, кинотеатр, ресторан, драматический театр, магазин. Он являлся культурно-торговым центром старого Ставрополя. В годы Великой Отечественной войны, во время оккупации города немецко-фашистскими захватчиками, в 1943 г. здание сильно пострадало от взрыва бомбы. При восстановлении здания в 1944 г. внесены изменения в архитектурно-планировочное решение фасада со стороны пр. К. Маркса, сильно перепланирован интерьер подсобных и подвальных помещений.
Купеческий род Меснянкиных оставил заметный след в истории Ставрополя. Этой семье принадлежали многочисленные торговые лавки на всех базарах и в гостиных рядах города, кирпичные, кожевенные заводы, различные домовладения. В 1910 году купцы первой гильдии братья Иван и Алексей Меснянкины построили первый в Ставрополе торгово-зрелищный центр «Пассаж» [проспект Карла Маркса, 59, 61].
Пассажем называли крытую галерею с рядом магазинов, имеющую выходы на параллельные улицы. Но славу Меснянкиным принес не кинотеатр, а театр «Пассаж» [в зале могли разместиться 600 человек]. «Пассаж» был известен не только в Ставрополе. Труппа театра постоянно обновляла свой репертуар, применяла новаторские сценические приемы. О бурной жизни театра и семье Меснянкиных написал в своей пьесе «Торговый дом» ставропольский писатель и драматург Илья Сургучев. Эта пьеса с успехом шла на сценах Москвы и Петербурга в 1913-14 годах, а потом и на сценах Парижа, куда судьба привела Сургучева после эмиграции из России в 1920 году.
Здание было построено как торгово-увеселительное заведение. Здесь находились лавки купцов, торговавших самыми разнообразными товарами. Внизу, в обширных подвальных помещениях, был оборудован ресторан «Гном», где проходили шумные банкеты. В советское время вместо него там располагался пивной бар. «Пассаж» в начале XX века был самым посещаемым центром торговли и отдыха в городе.
После революции «Пассаж» переименовали в театр имени Ленина, а в 1930-е годы хотели превратить в центр советской культуры. Но этот проект так и остался на бумаге.
Во время оккупации фасадная часть левого крыла, где находился «Модерн», была разрушена. Исторический облик здания было решено не восстанавливать, а просто сделать на его месте колоннаду нового фасада. Теперь в отреставрированной части старого «Пассажа» находится филармония. Тыльная сторона старого здания сохранилась до наших дней и четко объединяет эти два объекта — театр и торговую точку. Уцелевшая часть «Пассажа» сохранила свое название и, пройдя путь от складских помещений до торгового дома, вернулась к привычному для всех ставропольцев внешнему виду.
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. В Национальной электронной библиотеке можно познакомиться со «Справочником по Ставропольской епархии», составленным священником Н.Т. Михайловым и изданным в Екатеринодаре в 1911 году. Автор очень нелицеприятно отзывается о городе Ставрополе, называя его настоящим захолустьем с одноэтажной застройкой, «мертвенными и сонными улицами», «пустынными площадями», скудным освещением и обращает внимание на «…весьма скромные, за некоторыми редкими исключениями, магазины…». В сноске к этому тексту, он указывает лучшим «исключением» пассаж Меснянкина, отстроенный в 1910 году.
На немецкой карте времён оккупации 1942 года, это здание отмечено крупным шрифтом «Театр». Я заинтересовалась, какие пьесы, по произведениям, каких писателей ставились здесь тогда, с учётом, что труппа театра, в те годы, покинула Ставрополь. Ответ я нашла в книге Германа Алексеевича Беликова «Оккупация». Оказывается на железнодорожной станции города Георгиевска, артисты попали под бомбёжку, часть труппы направилась в Баку, а часть вернулась в оккупированный Ворошиловск, как в те времена именовался Ставрополь. Поскольку здание театра пострадало от разрыва двух фугасных бомб, то сцену устроили в фойе театра, где расположился и зрительный зал. Вот как описывает это автор:
«Первого ноября 1942 года состоялось первое театральное представление в оккупированном фашистами городе, вдохнувшее в души людей радость общения с прекрасным. То была пьеса А. Островского «Праздничный стол после обеда», прошедшая при полном аншлаге. Немцев, кроме тайных полицаев, на представлениях не было.
«Занавес поднят» - под такой шапкой в оккупационной газете стали публиковаться рецензии как на первый спектакль, так и на последующие. А это «Без вины виноватые» того же А. Островского, «Преступница» по Девалю и ещё более 20 драм, пьес, водевилей, скетчей.
Тогда же здесь выступил неизвестно как попавший в оккупированный Ворошиловск коллектив музыкально-драматического украинского театра с постановками «Ой, не ходи, Грицю, тай на вечерницы», «Запорожец за Дунаем», «Дай сердцу волю - заведёт в неволю», «Наталка- Полтавка»…».
В этой же книге «Оккупация», со ссылками на воспоминания Л.Н. Польского, здание отмечено как место съезда в 1942 году всего кавказского казачества с целью восстановления сельского хозяйства региона.
Историю коллектива театра, которая с риском, эвакуировалась через Баку в Минусинск можно прочесть в книге «Театр и время» З.М. Поздняевой и В.М. Лычагина под редакцией доктора социологических наук, профессора В.А. Шаповалова. Там описывается открытие отремонтированного театра в 1944 году. «Русские люди» - первый и знаковый спектакль в родном городе, вернувшейся труппы. За ним последовали «Чрезвычайный закон» братьев Тур и Л. Шейнина, «Песня о черноморцах» Б. Лавренёва, «Бешеные деньги А.Островского, «Проделки Скапена» Ж. Мольера, «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони, «Собака на сене» Лопе де Вега, «Пигмалион» Б. Шоу и многие другие. В 1945 году - в год Великой Победы, в этом здании, театр торжественно отметил столетие своей творческой деятельности.
Как уже было сказано выше, клан Меснянкиных послужил прототипом алчных купцов Костяных, в нашумевшей и пользовавшейся огромным успехом пьесе «Торговый дом» писателя и драматурга Ильи Дмитриевича Сургучева. Пьеса была опубликована в 1912 году и живописала нравы того времени. Она ставилась в самых известных столичных театрах, однако в Ставрополе, где автор хотел видеть ее, возможно, прежде всего, она не пошла, так как влиятельная семья Меснянкиных, обладающая большими связями, приложила всё своё влияние, чтобы предотвратить это. Дело дошло до суда, который впрочем, Меснянкины проиграли. Интересно, что поводом для суда послужил фельетон Ильи Дмитриевича Сургучева в газете «Север Кавказа», где автор высмеивает хозяев «Пассажа». Подробнее о перипетиях тяжбы можно узнать из книги «Илья Дмитриевич Сургучев. Проблемы творчества» Александра Фокина – исследователя творчества нашего знаменитого земляка. Сам скандальный очерк, весьма любопытный и остроумный опубликован в «Ставропольской правде» см. отметку на карте № 133.
Ранее в 1910 году, когда И.Д. Сургучёв баллотировался на должность председателя железнодорожной комиссии, его конкурентом как раз был Иван Прокофьевич Меснянкин (прототип одного из героев пьесы - Ивана Костянина). Соперничество это зафиксировано в архивных документах, в протоколе заседания комиссии. По результатам голосования, был избран будущий автор пьесы «Торговый дом». Может быть, росток большого конфликта зародился ещё тогда?
Подробнее о семье Меснянкиных-Костяниных можно узнать из статьи «Меснянкины, они же Костянины...» заместителя директора Ставропольского государственного музея- заповедника им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Аллы Петровны Акопьян: http://1777.ru/stavropol/one_lenta.php?id_one=666&id=14
Популярный автор ретродетективов Иван Любенко сделал «Пассаж» братьев Меснянкиных местом действия своей пьесы «Мёртвое пианино», а так же упоминает в других своих книгах, в частности: «Анаконда», «Приговор».
Историк и писатель Роман Нутрихин в книге «Мистические огни Ставрополья» обращает внимание на жезл Гермеса на стенах «Пассажа», увлекая читателя в мир тайного знания.
Список источников :