Памятник архитектуры регионального значения «Аптека Байгера, 1907 г.»
Адрес: г. Ставрополь, проспект К. Маркса, 50
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
«Музыка в камне» — так называют историки города построенный богатым фармацевтом в 1912 году особняк, предназначенный для производства и продажи лекарственных средств. В конце прошлого века на пересечении Николаевского проспекта и Архиерейской улицы (ныне проспекта Карла Маркса и улицы Голенева) располагалась одноэтажная купеческая усадьба. Именно это здание выкупил провизор (аптекарь) Израиль Пейсахович, в 1907 году решивший перестроить особняк. Проект он заказал знаменитому архитектору Адриану Булыгину. Строительство началось в 1907 году, но полностью было завершено лишь в 1913 году.
В 1912 году в городе появилось двухэтажное здание в стиле европейского модерна: антресоль, чердаки-аттики, витражи, лоджии, граненые эркеры, купольная башенка с часами над главным входом. Располагавшийся на перекрестке дом имел два равнозначных фасада — северный и западный, облицованных темно-красным гранитом с лепным растительным узором. Внутри убранство тоже поражало роскошью: на полу мраморная мозаика, стены отделаны редкими породами дерева, а украшением центрального торгового зала стали богемские зеркала и опоясывающий балкон. По тем временам здание было совершенно не только архитектурно, но и технически: отапливалось газом и освещалось электричеством, к тому же в нем был телефон.
Аптеку строил Израиль Пейсахович, но в историю города она вошла, как «Аптека Байгера». Иоганн Байгер, друг Пейсаховича по учебе в Германии, арендовавший у провизора часть помещений — торговый зал, рецептурную, материальную комнату, лабораторию и хранилища. Называлась аптека тогда «3-я вольная» (или частная). Для этой аптеки Байгер заказал в Москве медицинские склянки, банки и пузырьки с фирменным логотипом. Знак этот ставился и на всех рецептах. Из Европы выписали оборудование, чтобы делать порошки и настойки из местного натурального сырья.
Второй этаж здания у Пейсаховича арендовал доктор Бухштат. Он оборудовал здесь женскую консультацию и родильный приют для состоятельных дам. А в южном крыле дома обосновалась первая в губернии фельдшерская школа.
С началом Первой мировой войны российское правительство боялось нападения Турции на Закавказье и перевезло в Ставрополь из Тифлиса оружейный музей «Храм славы». Более двухсот больших ящиков с бесценными экспонатами хранились в подвалах Байгера, потом, правда, они были буквально растащены по стране, продавались за гроши в Европу.
Чувствуя скорое приближение революции, Пейсахович продал дом и покинул Россию. В 1918 году здание было реквизировано Красной армией, в нем разместились комендатура и штаб формирования, а в огромном подвале сидела арестованная большевиками буржуазия.
В 1920 году в здании снова открылась аптека, сменившая множество названий: «Первая Советская», «Третья Советская», «Аптека №103».
В 1943 году, отступая из осажденного города, фашисты заложили в здании аптеки фугас и подожгли. Однако местным жителям удалось спасти аптеку от полного уничтожения. В послевоенные годы на верхнем этаже здания расположился техникум, а затем краевое управление потребительской кооперации. В настоящее время большую часть аптеки Байгера занимает Белгородская коммерческая академия. На первом этаже по-прежнему функционируют аптека и небольшой музей, посвященный развитию аптечного дела на Ставрополье.
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Аптека Байгера наряду с дореволюционными аптеками крупных городов, например знаменитой Аничковской аптекой Санк-Петербурга, увековеченной в повести Н.С. Лескова «Левша» упомянута в книге доктора медицинских наук В.Ф. Семенченко «История фармации»:
«В настоящее время и в других городах в бывших дореволюционных частных аптеках по инициативе местной фармацевтической общественности создаются фармацевтические музеи… В Ставрополе в первой частной губернской аптеке Байгера (ныне аптека № 103) также размещена небольшая фармацевтическая экспозиция. Здесь можно увидеть мебель XVIII – XIX вв., аптечный инвентарь, причудливой формы стеклянную и фарфоровую посуду, аптечные весы, этикетки, сигнатуры и т.д.».
В Интернете бродит байка, что броский фасад аптеки, в стиле модерн, послужил основанием для Ильи Сургучёва в повести «Губернатор» создать новый фразеологизм: «Что ты уставился, как баран на новую аптеку». К сожалению, такой фразы в этом произведении нет. Однако, небезынтересно, что послужило источником для создания этой легенды? Следует заметить, однако, что подобная контаминация не раз встречается как в дореволюционной литературе (Александр Дикгоф-Деренталь), так и позже (Николай Дубов).
Список источников :