Памятник архитектуры регионального значения «Особняк, первая половина XIX века»
Адрес: г. Ставрополь, проспект Карла Маркса, 64
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Памятник истории и культуры, «Особняк», первая половина XIX в., г. Ставрополь, пр. Карла Маркса, 64, находится под охраной государства как памятник истории и культуры местного значения (объект культурного наследия регионального значения). Архитектор и заказчик памятника неизвестен. Датировка проведена по данным натурного обследования и результатам стилистического анализа.
В этом здании предположительно располагалась знаменитая гостиница Найтаки. На протяжении многих лет ее местонахождение безуспешно искали краеведы Г. Прозрителев, В. Гниловской. Лишь недавно были найдены документы, позволившие идентифицировать её с данным памятником архитектуры.
Ставрополь как административный, военный, торговый, религиозный и культурный центр всего Предкавказья, с момента своего основания испытывал нужду в жилье для проезжающих через город чиновников, военных, купцов. Наряду со всё новыми и новыми постоялыми дворами, в Ставрополе открывались и гостиничные заведения для состоятельной публики, прежде всего – офицеров Кавказской армии. Первой такой гостиницей стала так называемая «Найтаковская» ресторация, принадлежавшая купцу И. Ганиловскому. Начиная с 1835 года, многие мемуаристы и литераторы, посещавшие Ставрополь, упоминали эту гостиницу в своих произведениях. В ней останавливались летописцы Кавказа Ф.Ф. Торнау, М.Я. Ольшевский, поэт П.А. Катенин. Здесь жили сосланные на Кавказ декабристы А.А. Бестужев, С.И. Кривцов, М.А. Назимов, Н.И. Лорер. Здесь же предположительно произошла встреча М.Ю. Лермонтова с Александром Одоевским, описанная современниками.
К 1841 году относится описание гостиницы, сделанное офицером П.И. Магденко: «Помещение ее было довольно комфортабельно: комнаты высокие, мебель прекрасная. Большие растворенные окна дышали свежим живительным воздухом… Вечером в общих покоях полно людей. В бильярдной, в гостиной, в номерах, лучшими из которых считались те, что располагались на «Савельевской галерее» – всюду шла азартная игра». Некогда известная писательница Е.П. Лачинова в своей повести «Проделки на Кавказе» писала: «В Ставрополе найдете одну только роскошь, которой всю цену узнаете в особенности зимой. Это – гостиница… В этом трактире, который есть род клуба, вы проводите целые дни и находитесь в обществе всех приезжих».
В 90-х года XIX века здание было частично перестроено купцом Такижиевым. В годы НЭПа здесь располагался ресторан (на первом этаже) и «рулетка-клуб» на втором, где с разрешения властей устраивались азартные игры. Затем частный ресторан стал государственным под названием «Эльбрус», а на втором этаже разместилось музыкальное училище.
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Подробнее о гостинице Найтаки можно прочесть у Германа Алексеевеча Беликова в замечательном двухтомнике «Облик старого Ставрополя», что касается связи с литературой, то как уже было упомянуто выше, интеграция с литературой у этого здания значительная. Не буду дублировать, то, что уже отмечено в исторической справке. Рекомендую, любителям словесности и всем интересующимся историей нашего города и края, познакомиться в первую очередь с увлекательным романом «Проделки на Кавказе» Е. Хамар-Дабанова, опубликованным в 1844 году и переизданным в 1986 году Ставропольским книжным издательством. Книга эта есть в библиотеках Ставрополя. Под псевдонимом Хамар-Дабанов, скрывалась жена генерала Н.Е. Лачинова, служившего в Кавказском отдельном корпусе. Описываемые там события происходят в годы покорения Кавказа и присоединения его к России. Во второй части книги, гостинодворцу Найтаки посвящена целая глава «Неотаки», предваряющаяся загадочным эпиграфом из «Лелии» Жорж Санд: «Я принимала вас всех за мертвецов, а сама, живая, наблюдала за вами...» (Je vons prenais tous pour des morts, et moi, vitante, je vous passais en revue...). Вот небольшой фрагмент живописующий впечатления постояльцев:
«В Ставрополе найдете одну только роскошь, которой всю цену узнаете в особенности зимою. Это — гостиница. Стол в ней довольно дурен; но все чрезвычайно дорого, и в этой-то дороговизне большая выгода: сволочь не лезет туда. В этом трактире, который есть род клуба, вы проводите целые дни и находитесь в обществе всех приезжих, которых весною бывает очень много. В эту пору из всей российской армии съезжаются офицеры, командируемые на текущий год участвовать в экспедициях, равно как и те, которые кончили свой год и ожидают отправления к своим полкам. Гостиница — единственное место, где с некоторым удовольствием можно проводить время в Ставрополе: помещения опрятны, пространны и изрядно меблированы; первая комната бильярдная, вторая столовая, третья — довольно большая зала, далее две гостиные, в которых найдете «Русского инвалида», «Северную пчелу» и несколько ломберных столов, почти не закрывающихся. Прислуги довольно. Она опрятно одета и изрядно наметана. Честь и слава Неотаки, хозяину этого заведения! Да простятся ему его греческие склонности и грешки! Должно, однако же, сказать и то, что номера, где останавливаются приезжие, темны, дурны, малы, нечисты, имеют всегда дурной запах, холодны и угарны зимою. Да ниспошлет же Неотаки судьба в наказание поболее должников, не платящих долгов своих!».
В гостинице приезжие развлекались игрой в бильярд, преферанс и вист.
Забавная сценка описана автором книги в подтверждение невероятно высоких цен ресторации:
«Майор рассматривал очень внимательно какой-то счет и вдруг воскликнул:
За гречневую кашу три рубля с полтиною? Слыхано ли это?
Тщетно доказывали ему, что с этою кашею он взял два кружка сливочного масла, которое очень дорого; но он ничему не хотел внять, бранился, требовал содержателя гостиницы. Предстал Неотаки.
— Помилуй, братец, что у тебя здесь делают? Взгляни, в моем счету поставлено за кашу три рубля с полтиною... это разбой! За кого они меня принимают? И будочник не съел бы каши на столько! Вот если бы они поставили, что я выпил вина на триста рублей, всякий бы поверил, а кто поверит этому?
Неотаки спросил у буфетчика, как это. Майор Лев все более и более выходил из себя, называл содержателя гостиницы грабителем и разбойником, и прочая. Неотаки оправдывался, ссылался на таксу, прибитую в буфете, по которой всякий волен брать или не брать; наконец уступал майору эти три рубля с полтиною, если они кажутся так оскорбительными, и просил назначить цену, какую хочет.
Нет, я ничего не заплачу,— говорил майор Лев,— и с нынешнего дня стану проверять каждый день свой счет: не буду более верить этому трактиру. Да это не трактир, а кабак!.. И еще самый негодный.
Тут кротость и смирение Неотаки превратились в бешенство. Глаза его засверкали.
Не брать ни копейки с майора по этому счету!..— сказал он, обращаясь к буфетчику,— и вперед ничего не отпускать, ни за деньги, ни без денег, а я подам жалобу, что опозорили мое полезное заведение именем кабака!
Подавай, брат! — отвечал майор Лев. — Если не хочешь брать с меня денег — спасибо; я, пожалуй, доставлю тебе много благодарных; расскажу всем, что ты не берешь денег с тех, кто называет твою гостиницу кабаком; будь уверен, много найдется охотников...
Воля ваша!.. Но, кажется, майору неприлично ходить в кабак! — возразил Неотаки, надувшись.
Майор знает, что ему прилично; не тебе дураку учить его».
В этом отрывке находим дополнительные характеристики личности Найтаки, содержателя заведения, ставшего своего рода притчей во языцех у ставропольчан.
Не менее интересный штрих к его портрету добавляет следующий фрагмент из «Воспоминаний декабриста о пережитом и перечувствованном: 1805-1850» Александра Петровича Беляева (1802-1887), который шесть дней провёл в Ставрополе:
«В Ставрополе нам отвели хорошую квартиру у одного купца, претендовавшего на звание цивилизованного человека, но на самом деле больше подходившего к московскому гостинодворцу 1820-х годов; претензия же его на цивилизацию возродилась по следующему случаю: он имел торговые дела в Таганроге, бывал там часто и по этим же делам был знаком со многими иностранными негоциантами. Они постоянно подшучивали над его бородой, говоря, что образованному человеку постыдно носить бороду наподобие какого-нибудь мужика и что через бороду он даже лишен возможности бывать в клубе и благородном собрании (тогда борода была еще в гонении и немногие дозволяли себе это отступление от общего обычая; видно, что петровская пошлина на бороду еще тогда не утратила своей силы). Прислушиваясь к этим убеждениям, он мало-помалу начал склоняться на них, и вдруг им овладела отчаянная решимость сбрить свою бороду и открыть себе вход во все европейские собрания и получить патент на цивилизованного человека. Цирюльник сначала коротко срезал ему бороду и усы, затем гладко их выбрил - и вот готов новый цивилизованный европеец. "Но когда, после операции, я посмотрел на себя в зеркало, - рассказывал он, - то лицо мое показалось мне величиною в палец, тут, господа, я уже не выдержал и, верите ли, слеза прошибла меня. Поздравление моих друзей-искусителей, обеды с шампанским, вход в их семейства, конечно, развеселили меня; но когда я собрался домой, меня крепко взяло раздумье. Кажется, ничего дурного не сделал, а совесть стала мучить меня, как будто изменника своей родине. По приезде домой еще большая мука ожидала меня: жена сперва не узнала меня, а когда узнала, то так осердилася, что и на глаза не пускала, а потом, хотя и помирилась, но все же попрекала, зачем изменил обычаю отцов". Весь этот рассказ он сопровождал очень смешной мимикой, так что все слушавшие его от души хохотали».
Думаю, что это свидетельство имеет отношение именно к Найтаки, поскольку у Найтаки прослеживаются крепкие связи с Таганрогом, откуда он и прибыл на Кавказ, и как уже упоминалось выше, у него в гостинице останавливались декабристы.
Список источников :