Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Дом купца И.И. Алафузова»
Адрес: г. Ставрополь, проспект Октябрьской Революции, 21
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1880 году Иван Иванович Алафузов по проекту городского архитектора Г. Прокопца на месте старого дома строит новый, в два этажа, где верхний был деревянный, обложенный кирпичом, с двумя бельведерами по северной и южной стороне дома. Нижний, каменный этаж дома, заняли аптекарский магазин С.Ф. Борисенко и магазин часов Г. Штенберга. На втором этаже жил хозяин дома И.И. Алафузов.
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. Имя семьи ассоциируется с убийством царя-освободителя Александра II, поскольку один из ставропольских Алафузовых – Георгий Иванович Алафузов оказался замешан в деле народовольцев. Судя по документу С.-Петербургского Губернского Жандармского Управления имеется в виду потомок Почетного гражданина Ивана Антоновича Алафузова. Что интересно – есть весьма оригинальная интеграция в литературу – этот Алафузов был соседом писателя Фёдора Достоевского в Санкт-Петербурге в последний год его жизни, как раз тот год, когда убили российского императора. А самого его сравнивают с персонажем романа Ивана Тургенева «Отцы и дети» – Базаровым. Заговорщики активно использовали его квартиру для подготовки террористического акта. Именно Алафузов, как известно из материалов дознания прогуливаясь в качестве «денди, безукоризненно одетого, видимо, беззаботного и праздного» осенью 1880 года нашёл подвал на бывшей Малой Садовой, сдававшийся в наем, откуда затем тянули минную галерею. Апартаменты Алафузова, где члены Исполнительного комитета «Народной воли» совещались за чаем, находились подозрительно близко – в двух шагах от квартиры светила мировой литературы, пристально вглядывавшегося в мир русской революции (источник: книга историка, поэта, исследователя русской литературы, основателя и президента Фонда Достоевского Игоря Волгина «Последний год Достоевского», 2017). А может это удивительный синхронизм?
Из материалов дознания так же известны литературные предпочтения Алафузова. Он любил Лермонтова, а «Демона» перечитал столько раз, что знал его наизусть. Но вся эта история невероятно таинственная, запутанная и интригующая, шокирует в тот момент, когда автор исследования объявляет нам, что под именем потомственного почетного гражданина города Ставрополя Алафузова скрывается Баранников – давно разыскиваемый убийца генерала Мезенцова и виновник взрыва царского поезда под Москвой. Ученый приводит сохранившееся описание Алафузова-Баранникова, которого товарищи по партии называли «ангелом мести»:
«Он имел фигуру, выдающуюся по своей стройности и красоте, и отличался большой физической силой и цветущим здоровьем... — вспоминает В.Н. Фигнер. — Его красивое лицо, смуглое, матовое, без малейшего румянца, волосы цвета воронова крыла и чёрные глаза делали его непохожим на русского: его можно было легко принять за “восточного человека”, всего более — за кавказца, каким он и был по матери... Его фигура и мрачное лицо вполне гармонировали с решительностью его убеждений...».
И ещё:
«Брюнет, выше среднего роста, широкоплечий, с выдающейся вперёд грудью, Баранников выглядел силачом и красавцем, — дополняет нарисованный В. Фигнер портрет Л. Дейч. – Говорил он отрывисто, лаконично, словно отдавал команду, и имел воинскую выправку. Ни начитанностью, ни развитием, ни природным умом он не отличался, но своими манерами, голосом и взглядом этот юноша обнаруживал большую волю, энергию, в особенности же – отчаянную решимость, отвагу». Все воспоминатели сходятся в одном: Баранников обладал не только интересной внешностью, но и выдающимися личными качествами. Он был до безумия смел. Он был беззаветно предан своему делу. На него можно было полностью положиться. Сосед Достоевского был несловоохотлив. «Иногда случалось, – пишет В. Фигнер, – что Исполнительный комитет назначал для переговоров с кем-нибудь Желябова вместе с Баранниковым. Тогда в шутку мы говорили, что Желябов назначается для того, чтобы говорить, а Баранников – чтобы устрашать».
Да… Хорошая пища для размышления на досуге. Чувствуешь себя сродни детективу.
О судьбе собрания купцов Алафузовых можно прочесть в статье директора Ставропольского краевого музея изобразительных искусств Зои Белой «Наследие Алафузовых», опубликованной в альманахе «Памятники Отечества» за 2002 год «Вся Россия. Земля Ставропольская»:
http://almanac.voopik.ru/pdf/2002_48_157-159.pdf
История особняка подробно изложена в двухтомнике Германа Беликова «Образ старого Ставрополя», там же упомянуто, что некоторое время здесь размещалась Публичная библиотека. В знаменитой коллекции Алафузова кроме картин были письма Пушкина, Жуковского, Вяземского, Панаева.
Беликов, Г. А. Облик старого Ставрополя. Книга II [Текст] / Г. А. Беликов, С. Н. Савенко. – Ставрополь : Снег, 2007. – С. 370–371.
Список источников :