Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Народный дом, конец XIX века»
Адрес: г. Ставрополь, проспект Октябрьской Революции, 39
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1903 на средства общества распространения образования был возведен дом для беднейших жителей Ставрополя. Помимо общественных средств деньги на строительство Народного дома им. А.С. Пушкина выделили Министерство финансов и городская казна, всего более 20 тысяч рублей серебром.
Стройка велась под наблюдением архитектора М.И. Бржезицкого и инженера Г.П. Кускова
Информация предоставлена отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
P.S. В 48 выпуске альманаха «Памятники Отечества» за 2002 год «Вся Россия. Земля Ставропольская» опубликована статья Владимира Гнеушева «Гимн «Варягу» и его автор», где сказано, что в июле 1904 года в Народном доме имени А.С. Пушкина в Ставрополе (нынешнем Краевом театре кукол) под управлением Василия Дмитриевича Беневского (1864-1930) впервые прозвучала созданная им на слова Якова Николаевича Репнинского песня-гимн «Плещут холодные волны». Она посвящалась подвигу моряков крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Кто не слышал эти возвышенные строки:
«Плещут холодные волны,
Бьются о берег морской...
Носятся чайки над морем,
Крики их полны тоской...»
Но мало кто знает, что музыка Беневского, является составляющей фантастического мира писателя, философа и гуманиста – Ивана Ефремова (1908-1972), ведь созданная им вселенная обладает теми же характеристиками, что и мир реальный – у неё есть и звуковой фон. Интересно и то, что реальная музыка соседствует в нем с фантастической. Причём музыкальная составляющая, прочно переплетена с поэтической, поскольку персонажи в произведениях писателя именно напевают. (Агапитова, Е. К. Фантастический мир Ефремова: проблематика и поэтика: дис. ... канд. филол. наук / Е. К. Агапитова. - Вологда, 2017. - 24 с.). Автор научной работы не упоминает имени Беневского, однако «холодные волны» легко поддаются идентификации. Приведу фрагмент из романа «Лезвие бритвы»:
«Ну бог с ними, скажите лучше, какая ваша утешительная песня? – Гирин вдруг по-мальчишески сконфузился.
– Моя «боевая»? С ней я всегда переживаю невзгоды и обиды. Но, пожалуй, вы будете смеяться, если я скажу, что это «Варяг». Не та, где якоря поднимают, а та, где плещут холодные волны. Вот! «Сбита высокая мачта, броня пробита на нем, борется стойко команда с морем, врагом и огнем!» – Баритон Гирина загремел на всю комнату, так что Сима вздрогнула».
И далее главный герой романа – врач и психофизиолог Иван Родионович Гирин поясняет, что песня эта психологически поддерживает его в трудные минуты. Кстати, прототипом Гирина был профессор, анатом и палеонтолог Алексей Петрович Быстров (1899-1959), чьи работы до сих пор цитируют ученые всего мира. Быстров был автором стихов, правда, эта грань его созидательной деятельности почти неизвестна.
Обширно творческое наследие композитора Беневского, помимо двух детских опер «Красный цветочек» и «Сказ о граде «Леденец» им написаны музыкальные сборники «Гудочки», «Школьный друг», «1812-й в народной песне», «Рождественская звезда», труд «Метод обучения нотной грамоте и пению в народной школе», пользовавшийся популярностью в России начала XIX века. Наконец, в 1921 году Василием Дмитриевичем Беневским был записано и обработано свыше семидесяти калмыцких песен и танцев, с которыми он познакомился во время своих поездок по степям Калмыкии. Отказавшись от платы за проделанную работу, он писал: «Пусть это будет моим скромным подарком народу Калмыкии...». Тесные отношения связывали его с художником и поэтом Коста Хетагуровым.
Сын священника – он всего добился сам, благодаря своей одаренности, упорству и страсти к самообразованию.
В советское время здесь располагался Дом пионеров. В галерее представлена фотография из коллекции Национальной электронной библиотеки.
В 2010 году на здании установлена мемориальная доска Василию Дмитриевичу Беневскому.
С начала 2000-х здание находилось на реставрации, но в 2021 году памятник архитектуры, наконец, был реконструирован и сейчас радует горожан цветными витражами и обновленным фасадом с колоннадой.
Реконструкция театра проходила в рамках национального проекта «Культура». За ходом работ лично следил губернатор СК Владимир Владимиров и первый заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по культуре Ольга Казакова. В ходе реконструкции усилен фундамент исторического здания, полностью заменена кровля, полы, окна, двери, водостоки. В здании появились новые кабинеты, холлы, буфет, гардеробная. Зрительный зал рассчитан на 140 посадочных мест. Сцена оснащена современным звуковым и световым оборудованием, не имеющим аналогов в крае. Первой постановкой, которую увидели ставропольцы на обновленной сцене, стал спектакль «Снежная королева». Источник: http://stavtk.ru/
Здание упомянуто в книге Николая и Татьяны Блохиных «Ермоловский бульвар: вчера, сегодня, завтра».
Более подробно об истории особняка можно узнать из двухтомника Германа Беликова «Облик старого Ставрополя», где можно прочесть, что до революции здесь был не только театр музыкальной комедии, но и библиотека.
Список литературы :