Памятник градостроительства и архитектуры регионального значения «Историко-культурная заповедная территория «Иоанно-Мариинский женский монастырь», 1847 г.»
Адрес: г. Ставрополь, ул. Октябрьская, 233
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Иоанно-Мариинский женский монастырь в Ставрополе возник по инициативе епископа Иеремии в 1848 году. С начала XIX века хутора находились в различных частях современной территории Ставрополя, в том числе и на северной окраине. Одним из владельцев небольшого хутора здесь был состоятельный, но бездетный предприниматель Яков Скоморохов. В 1847 году он решил передать часть своих владений с постройками Православной церкви для устройства приюта для солдатских вдов и девочек-сирот. Это обстоятельство помогло епископу Иеремии воплотить в жизнь желание создания в районе Ставрополя женского монастыря. На подаренном участке в течение года была построена Иоанновская церковь и при ней образована женская община. После основания Иоанно-Мариинского женского монастыря он стал одним из важных духовных центров Ставрополя и всей губернии. Уже через десять лет в районе монастыря образовалось предместье с улицами. Оно еще продолжительное время называлось «Скомороховыми хуторами». В 1864 году на монастырской территории была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы, а через 4 года возле нее поднялась трехъярусная колокольня с воротами. В 1870-е годы монастырь активно расстраивался. В его комплекс вошли: пять корпусов с кельями для монашек, два гостиничных дома, монастырская больница, грот и бассейн Иеремиевского родника, две церковно-приходские школы, маслобойни, воскобойни, водяная и ветряная мельницы, скотный двор и другие постройки. В 1881 г. по проекту ставропольского архитектора П.Г. Воскресенского была проведена масштабная реконструкция Иоанновской церкви. В 1887 г. появляется еще один новый храм в честь Серафима Саровского с трапезной, а немного позднее — строится двухэтажный корпус для живописи, золотошвейных работ и других видов декоративно-прикладного творчества. В 1896 г. на монастырскую звонницу подняли огромный колокол весом 500 пудов. В первые советские годы на базе бывшего монастыря был развернут приют для беспризорных детей. До начала 1930-х годов здесь располагалась общеобразовательная школа, затем — дом отдыха партийных работников, а с первых послевоенных лет — психиатрическая больница. С 2004 года благодаря содействию губернатора Ставропольского края А. Черногорова и председателя Госдумы края Ю. Гонтаря началась постепенная передача монастыря Ставропольской епархии. 24 декабря того же года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством патриарха Алексия было благословлено открытие Иоанно-Мариинского женского монастыря в городе Ставрополе. Монахини вначале получили в пользование часть одного из оставшихся корпусов. Для монастыря был обустроен храм во имя преподобного Серафима Саровского на старом монастырском источнике, начались работы по восстановлению одного из сохранившихся монастырских храмов. В первый год существования возрожденного монастыря сестры организовали для детей бесплатные курсы английского языка, стали помогать филиалу психиатрической клиники. В начале 2006 года состоялось подписание акта о возвращении Ставропольской епархии ряда помещений монастыря.
Информация и современные фотографии галереи предоставлены отделом по сохранению культурно-исторического наследия и просветительской деятельности комитета культуры и молодёжной политики администрации города Ставрополя.
Старые фото: http://www.svyat-istochnik.ru/index.php/monastyri-eparkhii/zhenskij-monastyr
P.S. В книге Михаила Кубеева «Уголовные тайны царской России за 200 лет. Со времени основания полиции Петром I» в главе «Волки и овцы духовенства» приводится необычное уголовное дело, которое приковало внимание священнослужителей и верующее население Москвы и других городов России. На скамье подсудимых, где прежде сидели воры и насильники оказалась игуменья Митрофания. Она была дочерью генерала, героя Отечественной войны 1812 года, главноуправляющего гражданской частью и пограничными делами Грузии, Армянской области, Астраханской губернии и Кавказской области – Григория Владимировича Розена. Сама тоже занимала высокие посты – она была начальницей Московской епархиальной Владычно-Покровской общины сестер милосердия и Серпуховского владычного монастыря. Её очень захватила благотворительная и организаторская деятельность. В 1870 году игуменья Митрофания задумала возвести для Владычно-Покровской общины в Москве своё собственное здание. Требовались сотни тысяч рублей. Выход из трудного финансового положения она искала в создании коммерческих предприятий по продаже. Однако коммерческая деятельность не совместима с укладом церкви. Нашлись «нужные» люди, которые подсказали, каким образом можно добывать деньги. Дошло до подлога. Она ставила свою подпись на фальшивых векселях. На суде прокурор указал, что: «Закон воспрещает монахиням производить какую бы то ни было торговлю, кроме рукоделия, а она торгует векселями, лесом, сукном, мясом, оружием – словом, сознательно не подчиняется закону». Игуменью Митрофанию признали виновной. Московский окружной суд постановил – лишить Митрофанию всех ей лично присвоенных средств, прав и преимуществ. Сослать игуменью в Енисейскую губернию с запрещением выезда в течение трёх лет. Но в Сибирь Митрофанию не отправили. Заступники добились смягчения приговора и виновницу отправили в Иоанно-Мариинский женский монастырь в Ставрополе. Процесс над Игуменьей нашёл своё отражение в художественной литературе, например в рассказе «Дневник провинциала» Михаила Щедрина, в романе Алексея Писемского «Мещане» и в знаменитой комедийной пьесе Александра Островского «Волки и овцы», написанной в 1875 году и поставленной сначала в Санк-Петербурге в Александринском театре, затем в Москве, в Малом театре. Считается, название пьесы было навеяно речью блестящего адвоката Фёдора Плевако, который назвал игуменью Митрофанию «волком в овечьей шкуре».
Исследовательница повседневной жизни ставропольской буржуазии конца 19 века Бармина Т.Б. в своём труде «Ставропольчанки по фотографиям XIX – XX века» приводит интересный снимок, сделанный собственноручно ставропольским купцом Иосифом Третьяковым, страстным фотографом, на пикнике в Иоанно-Мариинском монастыре, где его семья запечатлена в компании осетинского поэта, драматурга и публициста Косты Левановича Хетагурова, по слухам влюблённого в дочь хозяина бани.
Иоанно-Мариинский женский монастырь упоминает в повести «Губернатор» наш знаменитый земляк Илья Дмитриевич Сургучев (1881—1956):
«Долго стояли молча. И вдруг в тишине, где-то, далеко, ударил колокол. Показалось, что в морозном, звучном воздухе кто-то тронул струну, мягкую и нежную. На большую боль и обиду кто-то пожаловался небу, звездам, замерзшей под снегом земле. Казалось, чья-то нежная душа просила солнечного света, тепла, лазоревых цветов, радостных песен о любви.
— Это где? — прислушавшись, спросил губернатор.
— В монастыре, — не сразу ответил Свирин, — больше неоткуда. Оттуда. По морозу-то, как по воде, далеко идет. К заутрене. Зашевелились теперь монашки. Молодым-то спится, сны мирские лезут… А старухи кряхтят, согнулись, как старые ведьмы…
— Это, верно, новый колокол звонит, что осенью повесили, — вспомнил губернатор.
— Может, и новый, — неохотно согласился Свирин и после молчания добавил: — кимвал бряцающий.
Прошло несколько минут. Ровно и далеко звонил новый колокол…
— Красиво, брат! — восхищенно сказал губернатор. — Этакой-то ночью, в этакой тишине… Как льется звук! Город спит, и кажется, что его караулит ангел.
— Не признаю ничего! — хмуро, низким басом сказал Свирин.
— Чего не признаешь? — спросил губернатор.
— А вот этого. Колоколов и прочее. Кимвалы бряцающие. Разве богу колокола нужны? Богу нужно поклоняться в духе и истине. Богу нужен дух сокрушен, сердце сокрушенно. Нужно, чтобы от тоски по боге человека к земле гнуло. Земля-то стонет. Земля-то вот черная, а разве она должна быть черною? Земля — светлая. От крови она черна. Кровью человеческой пропиталась. А кровь-то голосом к богу кричит и заглушает все молитвы людские. Нужно умилостивить землю. Целовать ее. Ходить по ней осторожненько, любовно, тогда простит, тогда посветлеет. Тогда будут слышны молитвы. Тогда бог полюбит людей… Звон лился все слышнее и слышнее, как будто монастырь стал ближе. На небе, на востоке, начали проступать еле намечающиеся, тревожные пятна рассвета Скоро заблаговестили к заутрене и в городских церквах; звуки смешались и, казалось, рады были друг другу».
Борис Андреевич Филиппов (1905-1991) – писатель, родившийся в городе Ставрополе в своем рассказе "Монастырь" подробно и душевно описал женский Иоанно-Мариинский монастырь, а также красоту святого источника Серафима Саровского близ монастыря. Краевед Герман Беликов в книге «Старый Ставрополь» пишет, что Борис Филиппов родилса 6 августа 1905 года в Ставрополе, здесь прошли его юношеские годы. Прошел через ГУЛАГ, в годы Великой Отечественной войны судьба забросила его в Германию, в 1950 году он оказался в США. Здесь стал крупнейшим книгоиздателем. Под его редакцией вышли книги Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака. Самому Борису Филиппову принадлежат более 30 томов прозы, поэтических, философских и литературных работ. В их числе книга «Избранное», изданная в 1984 году в Лондоне, где в рассказе «Монастырь» он повествует о женском Иоанно-Мариинском монастыре Ставрополя:
«Он стоял близ южного губернского города, этот монастырь, а губерния была богатая, пшеничная, сдобная… По вечерам над монастырем висел то задумчивый и меланхоличный, то радостный малиновый перезвон, и черные моложавые матушки-монахини, перебирая четки, семенили из прохладных, пахнущих мятой и чабрецом келий, на долгую монастырскую всенощную. А за ними следовали, гибкостанные послушницы, опоясанные туго-туго кожаными поясами, в черных платках, из-под которых у иной – вопреки всяким уставам - выпрастывалась прядь вьющихся ржаных или черных волос. Жизнь была благостной и однотонной, и лишь искусные рукоделья помогали матушкам коротать длинные промежутки между службами. А уж какие были в монастыре мастерицы! А какие квасы варились в монастыре! Хлебные – сладкие и кислые – терновые, яблочные, грушевые, ягодные, персиковые... Нигде не умели так мочить яблоки, солить огурцы, мариновать и сушить грибы. Нигде не варили так варенье, не мариновали рыбок.
Горожане и богатые крестьяне, казаки и иногородние – все любили погостить в монастыре у знакомых монахинь, привезти им в дар мучки и маслица, мяса и фруктов, поговеть в монастырском соборе, отдохнуть за немудреной беседой – медленной и важной – матушек, полюбоваться на знакомых послушниц, юных, подбористых и быстрых – часто односельчанок или своих станичниц…».
В 1957 году, в Вашингтоне была издана книга рассказов и очерков Бориса Филиппова «Кресты и перекрёстстки», где он пишет историю закрытия Иоанно-Мариинского женского монастыря и превращения его в 1921 году в колонию для малолетних:
«Над святыми вратами икона на жести: распятие с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Богословом сам монастырь и назывался Иоанно-Мариинским. А за вратами — монастырские угодья: поля, выгоны , пастбища…» – так любовно писатель, живущий на чужбине вспоминает родные места.
Из сборника Иеромонаха Николая (Сахарова), Игумении Афанасии (Силкиной) и др. «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений, можно узнать, что:
«Известна была своим даром пророчества схимонахиня Платонида из Иоанно-Мариинского монастыря в Ставрополье. Она родилась в 1802 году на Северном Кавказе в казачьей семье и после перенесенной оспы в четыре года ослепла. Ставропольский епископ Феофилакт благословил её после пострижения в схиму давать советы приходящим…».
Монастырь, упомянут мастером детективного жанра Иваном Любенко в книге «Слепень»:
«Население небольшое, но церквей построили семнадцать и вдобавок воздвигли женский Иоанно-Мариинский монастырь, стоящий в шести верстах от города, который и сам, как город. Храм на полторы тысячи прихожан…».
Упомянут Тамарой Злобиной в книге «Две повести. Две дороги – две судьбы»:
«Только после того, когда дочь уехала в Ставрополь в Свято-Иоанно-Мариинский женский монастырь, он схватился за голову…».
Упомянут в книге «Монашество и монастыри в России XI-ХХ века», изданной Российской академией наук.
Упомянут в исследовании «Русские монастыри и монашество в XIX и начале XX века» Павла Зырянова и книге Вострышева М.И. «Москва. Все православные храмы и часовни», в связи со ссылкой игуменьи Митрофании. По этому же поводу в книге «Действие происходит в Москве: литературная топография» российского и советского публициста и москвоведа Александра Шамаро.
Упомянут в исследовании «Обновленческое движение Русской Православной Церкви в 20-40-е гг. XX в. (на материалах Ставрополья и Терека)» Александра Пантюхина.
Описан в работе «Язык современной исторической науки. Семиотический анализ исторического текста» Клары Штайн.
Упомянут в полном собрании творений святителя Игнатия Брянчанинова и во множестве источников православной литературы.
Упомянут в сборнике «Белое движение. Исторические портреты».
Упомянут в книге Германа Беликова «Безумие во имя утопии, или Ставропольская голгофа: Оккупация» подробно описан в двухтомнике «Облик старого Ставрополя» и исследовании «Ставропольский край в истории России: на рубеже XIX-XX вв».
В Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации представлена почтовая открытка: "Больничная церковь Иоанно-Мариинского монастыря Ставропольской губернии". Конец ХIХ - нач. ХХ вв., находящаяся на хранении в Ставропольском государственном историко-культурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Посмотреть её можно по ссылке:
https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=25982863
Здесь, в этом монастыре, побывал Михаил Сербский (1826-1898) – создатель новой сербской духовной литературы. В Национальной электронной библиотеке можно познакомиться в электронном виде со «Справочником по Ставропольской епархии», составленным священником Н.Т. Михайловым и изданным в Екатеринодаре в 1911 г. Автор упоминает, что Трапезная церковь монастыря во имя св. муч. Серафимы освящена 28 июля 1888 года митрополитом Михаилом Сербским, посетившим Россию вследствие изгнания из Сербии при Милане Обреновиче. В свою очередь в книге Радована Пилиповича «Сербы в Богословских учебных заведениях России во второй половине XIX века – мнение царского дипломата» приведено высказывание русского консула Алексея Константиновича Беляева (1870 – 1960), о том, что Михаил Сербский фактически создал новую сербскую духовную литературу:
«Он… сызнова создал новую сербскую духовную литературу: начиная с богословских учебников, поучений и инструкций, касающихся внутреннего распорядка в Сербской церкви и её учреждениях, и заканчивая целыми томами духовных проповедей, отдельных монографий по богословию и защите православия; он написал целую духовную библиотеку».
Священник Михайлов в своем справочнике подробно описывает Иоанно-Мариинский монастырь:
«Основан Преосв. Иеремией в 1848 году под именем «приюта для сирот духовного звания женского пола»; через полтора года преобразован в женскую монастырскую общину. Усадебное место под монастырем частью пожертвовано мещ. Иаковом Григорьевичем Скомороховым, частью прикуплено на монастырские средства.
В монастыре имеются 5 церквей:
Иоанно-Мариинская церковь заложена в 1948 году; построена на средства Кавказского Попечительства о бедных духовного звания, на собственные средства преос. Иеремии и на пожертвования других благотворителей. С течением времени церковь была расширена, в ней был устроен третий алтарь во имя св. великомученика Пантелеймона.
Покровская церковь, соединенная с игуменским флигелем, построена попечением игум. Серафимы в 1864 году.
Трапезная церковь во имя св. муч. Серафимы освящена 28 июля 1888 года митрополитом Михаилом Сербским, посетившим Россию вследствие изгнания из Сербии при Милане Обреновиче.
Больничная церковь во имя преп. Антония и Феодосия Печерских освящена в 1891 году.
Иеремиевская церковь, на монастырском кладбище, построена в1907-1908 годах. Все церкви каменные.
Причта по штату положено: 1 священник, 1 дьякон и 2 причетника. На лицо состоят 2 священника и 1 дьякон. Для помещения членов причта имеются от монастыря 3 квартиры и при них усадебная земля, пожертвованная городом в размере 5 000 кв. сажен. Причт получает ежегодно процентов с жертвенных капиталов до 400 рублей; вообще «содержание причта достаточное».
При монастыре имеются: 1) церковно-приходская школа, основанная в 1863 году; рассчитана на 45 учеников. – содержится на средства монастыря, и 2) второклассная женская школа, содержится на синодальные средства.
В монастыре монашествующих 470.
Список источников: