Адрес: г. Ставрополь, Кафедральная пл., 1а
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
В 1838 году казаки, под пушками вынужденные покинуть Ставрополь, окончательно перевезли с собой церковь Казанской Божией Матери, стоявшую на Нижнем базаре.
С уходом станицы и перенесением церкви горожане почувствовали значительное неудобство, так как в то время в Ставрополе была только одна церковь, Троицкий собор (Старый собор).
Место, на котором существовала свезенная казаками церковь, по тесноте своей, грязному в низменности положению было неудобно к построению по утвержденным плану и фасаду великолепного храма. Для строительства нового храма было избрано место на горе. Начальник Кавказской области Павел Христианович Граббе, по представлению окружного начальника Масловского горячо взявшись за это дело, воспользовался, своим пребыванием в Петербурге, подал всесильному тогда графу Протасову (21 января 1842 г.) записку. Граф Протасов лично доложил Государю об этом деле и на его доклад Николай I написал: «Согласен, но фасад переделать А. Тону или Брюллову». О большем и не мечтали ставропольские граждане и 6 марта 1842 года было объявлено им о таком высочайшем благоволении. Обрадованные ставропольцы в то же время, вероятно, пугались стоимости предстоящей постройки, если проект поручается таким известным художникам.
Хотя прямых указаний на это в деле и нет, но тот же благодетель Граббе снова пишет графу Протасову, благодарит его и просит оказать благосклонное содействие к ускорению составления проекта, чтобы можно было с весны приступить к постройке, и прибавляет, что, при всем усердии жителей, они не могут пожертвовать более 100 тысяч рублей, о чем желательно сообщить г.г. архитекторам для соображения при составлении проекта.
24 мая 1842 года было объявлено ставропольскому обществу, что составленный проект профессором Академии Художеств Александром Тоном утвержден Государем и гражданский губернатор Сотников вместе с этим приглашает общество составить Комитет по постройке и представить об этом приговор.
11 июля 1842 года была получена от архиепископа Афанасия храмозданная грамота и исполнение по ней поручалось протоиерею и благочинному Крастилевскому, которому 30 июля вручена грамота окружным начальником Масловским.
С уходом П.Х. Граббе дело постройки замедлилось. Вероятно, и в духовенстве были противники избранного для церкви места «на горе», так как в отношении своем от 15 июня Иеремия просит Начальника области об «освидетельствовании избранного для церкви места и о дознании удобства или неудобства его» и прибавляет просьбу прислать копию с «дела первоначально веденного о храме для епархиальных дел».
Это требование об осмотре было совсем неожиданным, так как о пригодности места не возбуждалось уже вопроса и не возникало даже никакого сомнения, тем более, что Градской Голова уже просил разрешения Иеремии на освещение места для закладки храма 25 июня в день рождения Николая Павловича.
Возможно, что нежелание исходило от тогдашних «соборян», которые с устройством здесь нового храма теряли свое значение и Троицкий собор обращался в обыкновенный приходской храм. А может быть, были и другие лица, недовольные избранным местом, но только Начальник области «удовлетворяя такому требованию», как пишет окружной начальник, предписал областному архитектору Бернштейну освидетельствовать место, о чем и уведомил Градского Голову гражданский губернатор.
Очевидно, гражданские власти чувствовали неловкость своего положения вследствие неожиданного требования Преосвященного, так как дело прошло все инстанции и удостоилось высочайшего соизволения, а потому посмотрели на это требование как на ненужную затяжку, и торопились покончить с этим, делая намек Преосвященному, что посылают ему этот акт для дальнейших распоряжений по духовной части.
Таким образом, еще раз этим актом осмотра была удостоверена пригодность и целесообразность избранного горожанами места для будущего Собора. Ободренное этим заключением Комиссии Ставропольское городское общество из купцов и мещан 2 июля снова представило Преосвященному дополнительно к прежнему представлению договор, обеспечивающий постройку задуманной церкви, о чем Иеремия говорит в своем отношении к Начальнику области от 5 июля 1843 года. Общество горожан обязывалось: «собрать в течение будущих трех лет с каждого капитала купцов первой гильдии по 60 руб., второй гильдии по 40 руб., а третьей гильдии по 30 руб. серебром, с мещан же с каждого рубля, следующего в платеж казенных податей и прочих общественных повинностей, по 20 коп. серебром».
Усердие горожан, таким образом, не только не ослабевало, но, наоборот, увеличивалось, судя по значительности взятого на себя последнего обязательства.
К этому пожертвованию надо присоединить еще и пожертвование Градского Главы Никиты Михайловича Плотникова.
Достигли, наконец, ставропольцы своего заветного желания, и 8 июля 1843 года состоялась торжественная закладка храма, нынешнего Кафедрального собора на горе, на месте, которого они так долго добивались.
Те затруднения, которые горожане встречали на пути своего ходатайства, совершенно непонятны и неудовлетворение их желания необъяснимо ни местными причинами, ни соображениями высшего начальства.
Существовали, очевидно, какие-то опасения, что население не в силах будет поддерживать церкви и духовенство, а может быть, были и опасения за прочность приобретения нового края. Но будущее не оправдало этой странной осторожности.
Постройка храма была закончена в 1847 году, и указом Святейшего Синода от 20 августа за № 9062 он был переименован в Кафедральный Собор, а 22 октября того же года состоялось освящение при торжественной обстановке. Существующая при соборе колокольня сооружена была по проекту архитектора Воскресенского в 1859—1860 году и при выдающейся высоте является одним из лучших сооружений этого рода на Кавказе.
Источник: Г.Н. Прозрителев. Казанский кафедральный собор в Ставрополе на Кавказе // труды Ставропольской ученой архивной комиссии. — Ставрополь: типография губернского правления, 1910. — вып. 2.
P.S. Построенный в 1847 кафедральный собор Казанской Божией Матери был снесен в 30-е годы XX века. Колокольня по сведениям краеведа Г.А. Беликова взорвана в 1943 году. В районе 2000 года началось воссоздание храма, которое завершилось в 2019 году.
В связи с этим любопытно сообщение о посещении колокольни, в дневнике «Излучения», немецкого писателя Эрнста Юнгера (1895-1998), волей судьбы, побывавшего здесь во время оккупации Ставрополя (тогда Ворошиловска):
«Ворошиловск, 25 ноября 1942
«Днем я поднялся на возвышенность, где стоит православная церковь, — византийское, грубо выведенное строение с наполовину сорванной взрывом крышей колокольни. Вообще древние строения проникнуты духом варварства, воспринимаемым все же приятнее, чем абстрактное безличие новых конструкций. Здесь можно сказать вместе с Готье: «La barbarie vaut mieux que la platitude» («Варвару хочется большего, чем ничтожеству» (фр .)), переводя platitude как «нигилизм».
Ворошиловск, 26 ноября 1942
Гонит снег, сильный ветер. Пытался, чтобы получить обзор сверху, подняться на колокольню, однако обнаружил, что верхние ступени сильно обгорели. Так что ограничился видом на окрестности со средней высоты, а затем устремился к редкому лесу, оттуда высмотренному».
Это сообщение особенно интересно тем, что на старых фото времен оккупации колокольня выглядит неповреждённой. Может быть, на старых фото мы не видим «оборотную сторону луны» и колокольня была повреждена ещё во время бомбёжки или артобстрела германской армией 3 августа 1942 года.
Возможно поэтому, позже (в 1943 году), было принято решение о сносе повреждённого взрывом 1942-го года здания.
Восхитительно пишет о колокольне Илья Сургучёв в очерке «Северный Кавказ»:
«Мы, ставропольцы, начинали свой Кавказ со станции Изобильной, за пятьдесят вёрст от Ставрополя. От Изобильной, на некоторых поворотах пути, нет-нет, да и блеснёт ставропольская колокольня, свеча на горе, краше которой нет ничего на свете. Я знаю колокольни и киево-печёрскую, и троице-сергиевскую, - обе – от Растрелли, но наша, работы Воскресенского, конечно лучше, элегантнее, легче, - игрушечка, статуэтка. Архитектор Вознесенский, вероятно, из семинаристов, был отмечен печатью гения: он например, брал самый обыкновенный известковый камень и делал из него забор для Барятинского парка и рощи. Сначала я ничего не замечал, но, когда увидел маленькую акварельку старого художника Смирнова, то, во-первых, понял, что такое эта стенка, а, во-вторых, что такое искусство. Я до смерти проходил бы мимо этой стенки, так и не заметив её красоты, а Копшучек, учитель гимназии, показал мне на акварельке, чем дышит эта стенка. А дышала она тем, что на другой же день я побежал на Успенское кладбище искать могилу Воскресенского и узнал, что его могила и есть тот чёрный человек, которого я в детстве боялся, как огня.
Когда вы влезали на второй этаж этой колокольни, то, как и из Батума, вы видели Эльбрус».
И перекликающееся впечатление Юнгера:
Ворошиловск, 7 декабря 1942
«…Утро было сияющим; ни одно облачко не омрачало небесного пространства. Я поднялся на колокольню, представлявшую собой восьмигранную башню на четырехугольном цоколе, несущую наверху купол в виде плоской луковицы. Впервые я увидел всю местность с ее вытянутыми прямоугольными кварталами приземистых домов, из которых то тут то там торчал гигантский новострой — казарма или управление полиции. Итак, чтобы понастроить эти ящики, пришлось уничтожить несколько миллионов людей.
Эльбрус с его двойной вершиной и серебрящимися в утреннем свете заснеженными склонами встает, казалось, сразу за воротами, хотя на самом деле он находится на расстоянии четырех дней пути. Темная цепь гор Кавказа, из которых он вздымается, кажется крошечной. Давно уже не видел, чтобы земля вот так представала перед моим взором — как рукотворное создание Господа».
Совсем иное впечатление о соборе оставил живописец и литератор Василий Васильевич Верещагин в своей книге «Путешествие по Закавказью в 1864-65 годах»:
«Направо возвышается громадный собор, неприятное смешение итальянской архитектуры с византийской. Подобное неуклюжее неестественное смешение было в большом ходу у нас в начале этого столетия, но, к счастью, начинает мало-помалу выходить из употребления…».
Эклектику, отмеченную Верещагиным, следует понимать стремлением архитекторов к большей творческой свободе. Тем более, как он сам констатирует - стили, соединённые в здании были родственными. Разумеется, это мнение, хоть и большого художника, субъективно и спорно, поскольку в годы, когда оно было высказано, с этим направлением была связана негативная смысловая коннотация. Не следует забывать, что Ставропольский храм, как культовое сооружение, проектировался самим академиком Константином Андреевичем Тоном и являлся образцом изобретённого им так называемого «русско-византийского стиля», который хоть и не прижился надолго, но, тем не менее, был весьма оригинальным.
В Национальной электронной библиотеке можно познакомиться со «Справочником по Ставропольской епархии», составленным священником Н.Т. Михайловым и изданным в Екатеринодаре в 1911 году. Автор очень нелицеприятно отзывается о городе Ставрополе, называя его настоящим захолустьем с одноэтажной застройкой, «мертвенными и сонными улицами», «пустынными площадями», отмечая, чуть ли не единственным украшением его - Кафедральный собор на Крепостной горе с величественной колокольней:
«Лучшее украшение Ставрополя - несомненно Кафедральный собор с величественной колокольней, расположенный на верху живописной горы, с которой открывается обширный вид на окрестности».
Далее автор отмечает прекрасную архитектуру высокой колокольни, видимой за десятки верст от Ставрополя.
Колокольня и собор упомянуты в повести «Губернатор» И.Д. Сургучёва.
Список источников: